Задача № 8
Для привода электрической лебёдки подобрать электродвигатель, разбить общее передаточное отношение по ступеням передач и рассчитать открытую зубчатую передачу. Сила F, действующая на канат, диаметр барабана D6 и угловая скорость барабана w заданы в таблице 2.1.
F = 28 кH, Dd = 450 мм , w = 4 рад/с.
Решение.
Находим мощность на валу 2 по формуле:
Р = М × w, где М - крутящий момент,
М = F × = 28000 × = 6300 Hм = 6,3 кНм .
w - частота вращения.
Р = 6,3×4 = 25,2 кВт .
Мощность на электродвигателе при hподм » 1
РЭ = РБАР / h = = = 28,52 кВт .
По ГОСТ 13859-68 выбираем асинхронный электродвигатель трехфазного тока с короткозамкнутым ротором
Тип А02-91-10 Р=30 кВт, n=585 об/мин
wЭЛ = рад/с .
Находим общее передаточное число привода
Si = w1/wd = =15,315 .
Согласно рекомендации [1] принимаем для открытой прямозубой зубчатой передачи i = 5 , тогда
iРЕМЕННОЙ = = 3,063 .
На валу шестерни
nШ = n1 = nЭД / iРЕМ = 585 / 3,063 = 191 об/мин ;
n2 = 30×wd /p = 38,2 об/мин ;
w1 = p×n1 / 30 = 3,14×191 / 30 =20 рад/с .
Крутящие моменты
Т2 = 6,3 кНм ; Т1 = =6,3/5 = 1,26 кНм .
Для колеса и шестерни выбираем сталь 40Х (поковка). По таблице 8.8 [2] назначаем для колеса термообработку : улучшение 230..260 НВ, dВ = 850 МПа, dТ = 550 МПа, для шестерни - азотирование поверхности 50..59 НRС при твёрдости сердцевины 26..30 НRС, dВ = 1000 МПа, dТ = 800 МПа.
Допускаемые контактные напряжения для колеса, как наиболее слабого
[Н] = Т / [S] = 550 / 1,1 = 500 МПа , где [S] = 1,1 - коэффициент безопасности.
Определим для шестерни и колеса напряжение изгиба
F 01 = 12×28+300 = 636 МПа ;
F 02 = 1,8×240 = 432 МПа.
По таблице 8,9 [2] принимаем SF = 1,75 , КFC = 1 , KFL = 1.
[F 2] = 432 /1,75 = 246 МПа ;
[F 1] = 636 / 1,75 = 363 МПа .
По графику 8.20 [2] при х = 0, находим
YF1 = 3,87 ; YF2 = 3,73 .
Так как передача открытая, определяющими будут напряжения изгиба
yМ = bW / m = 20 ;
m= , где KFB = 1 ; Z1 принимаем = Z1×ZMIN = 21.
Подставив значения, получим
m = = 0,457 мм .
Принимаем по рекомендациям [2] для силовых передач m=1,5 мм. Ширина зубчатого венца
bW = m×yM = 1,5×20=30 мм .
Число зубьев колеса
Z2 = Z1×i = 21×5 = 105 шт .
Делительные диаметры
d1=m×Z1 = 1,5×21 =31,5 мм ;
d2 = m×Z2 =1,5×105 =157,5 мм .
Межосевое расстояние
а = =94,5 мм .
Диаметры вершин
da1 = d1 +2m = 31,5 + 2×1,5 = 34,5 мм ;
da2 = d2 +2m = 105 + 2×1,5 = 108 мм .
Диаметры впадин
df1 = d1 - 2,5m = 31,5 – 2,5×1,5 = 27,75 мм ;
df2 = d2 - 2,5m = 105 + 2,5×1,5 = 101,25 мм .
Проверочный расчет проводим по контактным напряжениям. По напряжениям изгиба проверку не проводим, т. к. модуль принят почти в 3 раза больше расчетного и прочность по изгибным напряжениям заранее обеспечена.
Н = =1,18 = 145,8 МПа ;
Н < [Н] = 500 MПа .
Прочность по контактным напряжениям обеспечена.
Задача 9
По заданным геометрическим параметрам вала, крутящему моменту, размерам зубчатых колёс требуется выполнить расчёт вала на статическую прочность и выносливость, а также подоюрать и рассчитать на динамическую грузоподъёмность подшипники качения.
Т=290 Нм, d1 =80 мм, dM2 =200 мм, l1 = 55 мм, l2 = 100 мм, l = 200 мм.
Решение.
Силы в зацеплении:
Цилиндрическая передача
Окружное усилие
Ft1 = 2T1/ d1 = 290 / 80×10-3 = 7250 H.
Радиальное усилие
Fr1 = Ft×tgaW =2639 H.
Коническая передача
d2 =arctg u = arctg 2 = 63,43▫ ; d1 = 26,57▫.
Ft2 = 2T1/ dM2 = = 2900 H;
Fr2 = Ft×tga×cosd1 = 2900×tg20×sin26,57 = 472 H;
Fa2 = Ft×tga×sind1 = 2900×tg20×cos26,57 = 944 H.
Находим реакции опор в вертикальной плоскости:
åMA = 0 ; -FZ1×0,055 – FZ2 ×0,1 + BY×0,2 + М = 0;
BY = H;
åMB = 0 ; FZ1×0,145 + FZ2×0,1 - AY×0,2 + М = 0;
AY = H.
Проверка åY = 0 ; 2621,3-2639-472+489,7 =0.
В горизонтальной плоскости:
åMA = 0 ; -FZ1×0,055 – FZ2 ×0,1 + BY×0,2 = 0.
BX = H.
åMB = 0 ; -AX ×0,2 + Ft1×0,145 – Ft2 ×0,1 = 0.
AX = H.
Проверка åX = 0 ; 3806+544+2900-7250 = 0.
Строим эпюры изгибающих моментов по формуле М = Р.l (где Р- сила, l- плечо) в горизонтальной и вертикальной плоскостях и эпюру сумм изгибающих моментов по формуле
Мå =
Найдём реакции опор:
RA = Hм;
RB = Hм;
RAOC = 944 H.
Опасное сечение – под цилиндрической шестерней. Его и рассчитываем. Предварительно назначаем минимальный диаметр вала из условия прочности на кручение.
d= мм.
Назначаем диаметр вала под подшипники d = 50 мм. Под коническое и цилиндрическое колесо d = 55 мм.
Напряжение изгиба
Н = М / WП ==15,3 МПа.
Напряжение кручения
t = T/WP = =8,7 МПа.
По формулам для стали 45, улучшенной (В =750 МПа, Т =450 МПа)
-1 =0,4×В = 0,4×750 = 300 МПа;
t -1 =0,2×В = 0,2×750 =150 МПа;
tВ = 0,6×650 = 390 МПа.
По таблице 15. 1 [2] для шпоночного паза Кd = 1,7 ; Кt =1.4; Kd = 0.72 ;
КF =1 ; ya = 0.1 ; yt = 0.05
Коэффициент безопасности по напряжениям изгиба
S = =8,3.
Коэффициент безопасности по напряжениям кручения
St = 14,3.
Общий коэффициент безопасности
S = = 7,2 > [S] = 1,5.
Прочность вала обеспечена.
Так как радиальные нагрузки значительно больше осевых, назначаем радиальные шарикоподшипники средней серии 310 с динамической грузоподъёмностью С=72000 Н.
Рассчитываем левую опору, как более нагруженную Х = 1; Y = 0; K = 1,3; Kt= 1 из [2].
Эквивалентная нагрузка
РГ = 4621×1,3 = 6007,3 Н.
По таблице 8.10 [2] KhE = 0,25.
LhE = 0,25×10000 = 2500;
LE = 60×10-6×100×2500 = 15 мин. об., где n = 100 об/мин – назначаем скорость вращения вала (не задана по условию) при а1=1 и а2 = 1.
С = 6007,3× = 14815,3 Н;
СРАСЧ < СТАБЛ.
Прочность по динамической грузоподъёмности подшипников обеспечена.
Список литературы
1 Прикладная механика и механика: Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников инженерно-технических специальностей вузов / А.Г.Гришанов, И.М.Капура, Е.К.Коровин, И.Н.Преображенский. - М.: Высш. шк., 1987. - 96 с.: ил.
2 Иванов М.Н. Детали машин: Учебник для машиностроительных специальностей вузов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с.: ил.
3 Артоболевский И.И. Теория механизмов. - М.: Наука, 1965. - 776 с.: ил.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.