Выполняем проверочный расчёт на выносливость по напряжениям изгиба
, где - коэффициент формы зуба, ([2], с.54);
- окружная сила, , где - крутящий момент на четвёртом валу, ;
- делительный диаметр шестерни, ;
- коэффициент нагрузки, ([2], с.53);
- рабочая ширина колёс, , где - коэффициент ширины колеса, ([2], с.55);
- модуль зацепления, .
.
.
По формуле 8.10 ([2], с.29) определяем контактное напряжение
, где
- допускаемое контактное напряжение,
- модуль упругости, ,
- делительный диаметр шестерни, ,
- угол, ,
- коэффициент, ,
- передаточное число редуктора, .
4 Силы в зацеплении
Силы, которые действуют в зацеплении принято прикладывать в полюсе зацепления. Силу переносят в полюс и раскладывают на две силы окружную и радиальную .
, где - крутящий момент на первом валу, ;
- диаметр шестерни, .
.
,
,
5 Компоновка редуктора
5.1 Конструктивные размеры шестерни и колеса.
Шестерню выполняем за одно целое с валом, её размеры: .
Колесо кованное, .
Диаметр ступицы ; длина ступицы .
Толщина обода , принимаем .
Толщина диска .
5.2 Конструктивные размеры корпуса редуктора.
Толщина стенок корпуса и крышки:
, принимаем ;
, принимаем .
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:
верхний пояс корпуса и пояс крышки:
,
.
нижний пояс корпуса , принимаем .
Диаметр болтов:
Фундаментных ,
Принимаем болты с резьбой М22;
крепящих крышку к корпусу у подшипников , принимаем болты с резьбой М16;
соединяющих крышку с корпусом , принимаем болты с резьбой М10.
Этап компоновки имеет целью конструктивно оформить зубчатые колёса, валы, корпус, подшипниковые узлы и подготовить данные для проверки прочности валов и некоторых других деталей.
Вычерчиваем шестерню и колесо по конструктивным размерам, найденным ранее. Шестерню выполняем за одно целое с валом.
Конструируем узел ведущего вала:
Наносим осевые линии, удалённые от середины редуктора на расстоянии 81мм.
Используя эти осевые линии, вычерчиваем в разрезе подшипники качения.
Фиксация их в осевом направлении осуществляется заплечиками вала и торцами внутренних колец подшипников.
Вычерчиваем крышки подшипников с уплотнительными манжетами резиновыми армированными (по ГОСТ 8752-79) и болтами. Болт условно заводится в плоскость чертежа, о чём говорит вырыв на плоскости разъёма.
Переход вала Æ45 к присоединительному концу Æ40мм выполняют на расстоянии 10-15мм от торца крышки подшипника так, чтобы ступица муфты не задевала за головки болтов крепления крышки.
Длина присоединительного конца вала Æ40мм определяется ГОСТ 12080-72, исполнение короткое для .
Аналогично конструируем узел ведомого вала. Обратим внимание на следующие особенности:
а) для фиксации зубчатого колеса в осевом направлении предусматриваем утолщение вала с одной стороны и установку распорной втулки;
б) отложив от середины редуктора расстояние 81мм, проводим осевые линии и вычерчиваем подшипники;
в) вычерчиваем крышки подшипников с прокладками и болтами.
На ведущем и ведомом валах применяем шпонки призматические со скругленными торцами по СТ СЭВ 189-75. Вычерчиваем шпонки, принимая их длины на 5-10мм меньше длин ступиц.
6 Расчёт валов
6.1 Расчёт ведомого вала редуктора
, где - крутящий момент на первом валу, ,
- допускаемое напряжение, .
Расчёт валов определяется по пониженным допускаемым напряжениям.
6.2 Расчёт ведущего вала редуктора
, где - крутящий момент на втором валу, ;
- допускаемое напряжение,
6.3 Расчёт ведомого вала на сопротивление усталости.
6.3.1 Назначим материал для ведомого вала зубчатого колеса сталь 40Х. Для этой стали по ГОСТ 1050-85 принимаем .
6.3.2 Определяем крутящий момент, передаваемый валом.
, где - мощность вала, ,
- угловая скорость, .
6.3.3 Определяем предварительный диаметр вала в опасном сечении.
, где - крутящий момент, передаваемый валом, ,
- допускаемое напряжение, .
.
Диаметр вала под подшипниками примем 14мм.
.
6.3.4 Силы в зацеплении.
В прямозубом зацеплении действуют две силы.
На зубе шестерни |
На зубе колеса |
|
Окружная |
||
Радиальная |
||
6.3.5 Реакция опор (подшипников) вала от силы .
.
Реакция опоры от силы .
6.3.5 Определяем изгибающие моменты в опасном сечении.
6.3.6 Максимальный изгибающий момент.
.
6.3.7 Суммарная реакция в опорах.
6.3.8 Расчёт вала на сопротивление усталости.
, где - запас сопротивления усталости по изгибу,
- запас сопротивления усталости по кручению.
;
, где - предел выносливости при изгибе, ,
- предел выносливости при кручении, ,
- амплитуды переменных составляющих циклов напряжения,
- эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении, ([2],с.266),
- масштабный фактор и фактор шероховатости, ([2],с. 265),
- коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости, ([2], с. 264),
- постоянные составляющие, .
Подставив все значения в формулу получим
7 Подбор и расчёт шпонки.
По ГОСТ 8788-68 для вала, имеющего диаметр , определяем сечение шпонки.
Принимаем длину шпонки .
Определяем допускаемый крутящий момент исходя из расчёта шпонки на смятие.
, где - рабочая длина шпонки, ,
- высота шпонки, ,
- глубина паза, ,
- диаметр вала, ,
- допускаемое напряжение смятия, .
.
Определяем допускаемый момент исходя из условия на срез.
, где - рабочая длина шпонки, ,
- ширина шпонки, ,
- диаметр вала, ,
- напряжение среза, .
.
Проверка прочности шпоночных соединений
, где - крутящий момент, ,
- диаметр вала, ,
- высота шпонки, ,
- глубина паза, ,
- рабочая длина шпонки, ,
- ширина шпонки,.
Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице , при чугунной ступице .
Ведомый вал.
Из двух шпонок проверяем ту, которая под зубчатым колесом.
.
Условие выполнено.
8 Подбор и расчёт подшипников.
Выбираем для валов шарикоподшипники радиальные однорядные по ГОСТ 8338-75.
Обозначение подшипников |
Динамическая грузоподъемность С, Н |
Статическая грузоподъемность С0, Н |
303 |
10700 |
66700 |
306 |
21600 |
14800 |
Должно выполняться неравенство
Эквивалентная динамическая нагрузка
, где - коэффициент радиальной нагрузки, ([2], с.456);
- коэффициент вращения (вращение внутреннего кольца подшипника
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.