МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Могилевский государственный технический университет
Кафедра «ОПМ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРИВОД
ИП-243-1.00.00.00.
Разработал студент гр. ЭПЗ-01
Проверил:
Могилев, 2002
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Могилевский государственный технический университет
Кафедра «ОПМ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРИВОД
ИП-243-1.00.00.00.ПЗ
Пояснительная записка
Разработал студент гр. ЭПЗ-01
Проверил:
Могилев, 2002
Содержание
Введение…………………………..…………………………………………………..5
1 Кинематический расчёт привода..……………………………………………....6
2 Анализ зубчатых передач………………………………………………………...8
3 Анализ ременной передачи…………..………………………………………....17
4 Оценка диаметра и разработка конструкции валов редуктора……………19
5 Подбор и анализ шпоночных соединений……… .…………..………………24
6 Подбор подшипников валов редуктора…….…………..……………………...26
7 Подбор муфт………………………………………………………………………..28
8 Выбор и обоснование количества смазки ………….………..………….........29
Заключение…………………………………………...……………………………….30
Список использованных источников………………………………………..…….31
Введение
Любая машина состоит из деталей, которые могут быть как простыми (гайка, шпонка), так и сложными (коленчатый вал, корпус редуктора, станина станка). Детали собираются в узлы (подшипники качения, муфты и т.д.) - законченные сборочные единицы, состоящие из ряда деталей, имеющих общее функциональное назначение.
Детали машин являются первым из расчетно-конструкторских курсов, в котором изучают основы проектирования машин и механизмов. Именно по этой дисциплине выполняют первый курсовой проект, требующий от студента знания не отдельной дисциплины, а ряда дисциплин в комплексе. Выполняя этот проект, студент использует материал, изученный в таких дисциплинах как сопромат, материаловедение, теоретическая механика и т.д. Курсовой по деталям машин является первой по своей сути творческой работой студента.
Основная цель курсового проекта по деталям машин – приобретение студентом навыков проектирования. Работая над проектом, студент выполняет расчёты, учится рациональному выбору материалов и форм деталей, стремится обеспечить их высокую экономичность, надёжность и долговечность. Приобретённый студентом опыт является основой для выполнения им курсовых проектов по специальным дисциплинам и для дипломного проектирования, а так же всей дальнейшей конструкторской работы.
1 Кинематический расчет привода
Определяем мощность на выходном валу:
кВт
Частота вращения приводного барабана:
мин-1
Определим общее КПД привода:
, где - КПД пар подшипников
- КПД клиноременной передачи
- КПД конической передачи
- КПД прямозубой передачи
- КПД жестко компенсирующей муфты
Потребная мощность двигателя:
кВт
По потребной мощности выбираем двигатель:
4А100L2У3
кВт
мин-1
Определяем общее передаточное число привода:
, где мин-1, где
Принимаем передаточное число ременной передачи U1=3.25, тогда передаточное число редуктора:
Uр=U0 / U1=39.19/3.25=12
Разобьем общее передаточное число на ступени:
- для тихоходной ступени выбираем из интервала 3..5: U3=3
- определим передаточное число быстроходной ступени:
Определим частоты вращения валов:
мин-1,
мин-1,
мин-1,
мин-1.
Определим мощности на валах:
кВт,
кВт,
кВт,
кВт.
Определим крутящие моменты на валах:
Нм,
Нм,
Нм,
Нм.
Результаты расчетов заносим в таблицу 1:
Таблица 1 – Результаты расчётов валов
Наименование пораметра |
Значении на валах |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Мощность P, кВт |
4.3 |
4.08 |
3.92 |
3.8 |
Крутящий момент Т, Нм |
48.8 |
185 |
534.8 |
519.9 |
Частота вращения n, мин-1 |
842 |
210.5 |
69.8 |
69.8 |
2 Анализ зубчатых передач
Анализ тихоходной цилиндрической передачи.
Желая получить сравнительно небольшие габариты и невысокую скорость редуктора, выбираем для изготовления колес и шестерен всех ступеней сравнительно недорогую легированную Сталь 40Х. По таблице 8.8 (с. 162, [1]) назначаем для колес термообработку: улучшение 230…260 HB, МПа, МПа, для шестерни улучшения 260…280 HB, МПа, МПа.
Определяем допускаемые напряжения по таблице 8.9 (с. 168, [1]) для колеса:
МПа
для шестерни:
МПа
Коэффициент безопасности (табл. 8.9, с. 168, [1])
Число циклов нагружения для колеса рассчитываем по формуле (8.65), (с. 168, [1]):
(2.1.1);
где с – число зацеплений зуба за один оборот;
n – частота вращения колеса;
tΣ – суммарных срок службы (8.65), (с. 173, [1]);
(2.1.1);
где L – срок службы
и – коэффициенты использования передачи в году и сутках,
;
;
По графикам рис. 8.40 (с. 169, [1]), для 245HB (среднее) , для 50…59 HRC (≈ 550 HB)
По таблице 8.10 (с. 173, [1]) , по формуле (8.64 с. 173, [1]) для колеса:
; (2.1.3);
Сравнивается и , отмечаем, что колеса . При этом принимается . Допускаемые контактные напряжения определяем по материалу колеса, как более слабому. По формуле (8.55 с. 167, [1]):
(2.1.4);
МПа
Для шестерни:
МПа
Допускаемые контактные напряжения для ступени принимаем равными допускаемым контактным напряжениям колеса: МПа.
Допускаемые напряжения изгиба. По таблице 8.9, (с. 168, [1]) для колеса:
МПа.
Для шестерни:
МПа
Определяем по формуле (8.67; с. 173, [1]). Предварительно по формуле (8.71; с. 174, [1]) и по таблице 8.10 (с. 173, [1]) для колеса при и ранее найденных, значениях получаем (формула 8.68; с. 174, [1]). При этом . Передача не реверсивная .
По таблице 8.9 (с. 174, [1]) .
Для колеса:
МПа
Для шестерни:
МПа.
Допускаемые напряжения при кратковременной перегрузке – таблица 8.9. Предельные контактные напряжения для колеса
МПа
Для шестерни:
МПа
Предельные напряжения изгиба для колеса:
МПа
Для шестерни:
МПа
По рекомендации таблицы 8.4 (с. 136, [1]) принимаем . При этом по формуле 8.12 (с. 135, [1]) имеем:
, (2.1.5);
По графику рисунок 8.15 (с. 130, [1]) находим .
Подставляем в формулу 8.13 (с. 135, [1]), находим:
, (2.1.7);
мм.
Округляя по ряду (с. 13, [1]) до , находим:
, (2.1.8);
мм.
По таблице 8.5 принимаем и находим модуль
мм
По таблице 8.1 (с. 116, [1]) назначаем мм.
Суммарное число зубьев определяем по формуле:
, (2.1.9);
.
Число зубьев шестерни .
Число зубьев колеса:
(2.1.11);
Определяем делительные диаметры колеса и шестерни:
, (2.1.12);
мм
мм
Выполняем проверочный расчет по контактным напряжениям – формула (8.10 с. 134, [1]):
, (2.1.13);
Предварительно определяем (8.4 с. 127, [1]):
, (2.1.14);
Определяем окружную скорость:
, (2.1.15);
м/с
По таблице 8.2 (с. 191, [1]) назначаем 9-ю степень точности. По таблице 8.3 (с. 191, [1]) . Ранее было найдено . При этом:
Учитывая что , а находим:
МПа
Выполняем сравнение по загрузке:
Значения МПа и МПа расходятся на 0.72%, что не превышает допустимые ± 4%, что в приделах нормы.
Определяем диаметры вершин и впадин зубьев:
, (2.1.16);
, (2.1.17);
Для шестерни:
мм
мм
Для колеса:
мм
мм
Выполняем проверочный расчет по напряжениям изгиба – формула (8.19; с. 140, [1]):
(2.1.18);
По графику рисунок 8.20 (с. 140, [1]) при находим:
Для шестерни ;
Для колеса: .
Расчет выполняем по тому из колес пары, у которого отношение меньше.
Расчет выполняем по колесу.
По графику рисунок 8.15 (с. 130, [1]) , по таблице 8.3 (с. 130, [1]) , при этом:
Далее определяем :
, (2.1.19)
Н;
МПа МПа
Выполняем проверочный расчет на заданную нагрузку по формуле 8.73 с. 174, [1]).
, (2.1.20)
, (2.1.21)
;
где – коэффициент внешней динамической нагрузки, таблица 0.1 (с. 11, [1])
МПа МПа;
МПа.
Условие прочности соблюдается.
Анализ быстроходной конической передачи.
Для изготовления колеса принимаем Сталь 40х (улучшение): МПа, МПа, HB=240, для шестерни – азотирование поверхности 50…59 HRC при твердости сердцевины 26…30 HRC МПа, МПа.
Находим число циклов нагружения каждого зуба колеса (2.1.1):
;
Определяем допускаемые напряжения [2]:
Для колеса:
МПа, (2.3.1);
Для шестерни:
МПа, (2.3.2);
т.к. , то ;
для колеса подвергнутого нормализации и для шестерни.
Допускаемые контактные напряжения:
Для колеса:
МПа, (2.3.3);
Для шестерни:
МПа.
Среднее значение допускаемых контактных напряжений:
МПа.>1.15,
принимаем МПа.
Допускаемое напряжение изгиба:
Для колеса:
МПа, (2.3.4);
Для шестерни:
МПа, (2.3.5);
Коэффициент долговечности , так как .
коэффициент долговечности.
Допускаемые напряжения изгиба:
Для шестерни:
МПа, (2.3.6);
Для колеса:
МПа.
По рекомендации к формуле (8.44 с 155 [1]) принимаем и используем формулу (8.45 с 155 [1])
.
По примечаниям к графику рис. 8.33 с 155 при принимаем . По рекомендации с 158 . Н мм
мм;
мм;
мм;
Определяем геометрические параметры
Определяем углы делительных конусов:
;
;
.
Далее расчет ведем по параметрам среднего сечения.
мм
По графику 8.36 с 158 [1], и далее
Округляем до целого значения
По рекомендации параграфа 8.8 принимаем , мм.
Округляем до стандартного и принимаем мм. При этом мм и Окончательно принимаем ,.
Далее мм;
мм.
Проверяем контактную прочность по формуле (8.43 с154[1]) при .
Предварительно определяем м/c.
По таблице 8.3 с понижением степени точности на одну ступень и находим . При ранее найденном получаем По формуле (8.43),
МПа.
Расхождение 2.4% условие прочности соблюдается
Проверяем прочность по напряжениям изгиба – формула (8.40)
.
Предварительно находим Н
По рекомендации параграфа 8.9 назначаем коэффициент смещения
По формуле (8.49); находим;
По графику рис (8.19) находим
По таблице (8.3) с понижением степени точности на одну степень При ранее найденном значении
По рекомендации параграфа 8.9
Сравнивая значения ,
.
Расчет ведем по колесу (меньшему значению). Подставляем в формулу 8.40 и находим МПа<246 МПа.
Условие прочности соблюдается.
Определяем другие геометрические параметры:
мм, мм, мм, мм, мм, мм,
;
.
3 Анализ ременной передачи
При заданной мощности и меньшего шкива выбираем клиновой ремень сечения А. Из таблицы (7.1) масса 1м этого ремня кг/м.
Передаточное число передачи по формуле (7.1) .
Из таблицы (7.3) для сечения А при минимальном диаметре мм, передаточном числе и частоте вращения мин-1 находим номинальную мощность передаваемую одним ремнем , кВт.
Диаметр ведомого шкива (без учета проскальзывания) мм. Принимаем из стандартного ряда мм.
Задаемся межосевым расстоянием мм.
Определяем расчетную длину ремня по формуле:
Из стандартного ряда предпочтительных расчетных длин выбираем мм.
По формуле окончательное межосевое расстояние при
мм.
Определяем угол обхвата ремнем меньшего шкива:
Определяем скорость ремня:
Определяем число ремней передачи, шт
Где ,
,
кВт.
Определяем предварительную силу натяжения одного ремня
Н.
Определяем нагрузку на валы передачи:
H.
Определяем нормативный ресурс ремней при среднем режиме работы:
ч.
Гдесредний ресурс ремней при эксплуатации.
коэффициент режима работы.
4 Оценка диаметра и разработка конструкции валов редуктора
Расчет быстроходного вала [(2); с. 273]. Принимаем Н/мм2 и определяем диаметр выходного конца вала под муфту:
, (3.1);
мм.
Принимаем диаметр под подшипник мм
Расчет промежуточного вала. Принимаем Н/мм2.
мм.
Принимаем диаметр под подшипниками мм.
Расчет тихоходного вала:
мм.
Принимаем диаметр под подшипниками мм, под колесоммм.
Расчет тихоходного вала на сопротивление усталости.
Материал вала Сталь 45 МПа, МПа.
Определяем силы в зацеплении ([1], с. 306):
Н;
Н;
Н;
Определяем реакции опор вала по действию сил в вертикальной плоскости:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.