Желая получить сравнительно небольшие габариты и невысокую стоимость редуктора, выбираем для изготовления колес и шестерен сравнительно недорогую легированную сталь 40Х по ГОСТ 4543 – 70. По таблице 8.8 из [1] назначаем для колес термообработку: улучшение HB 250, sв=850 МПа, sт =650 МПа, зубьям шестерён - азотирование поверхности HRC 50..59 при твердости сердцевины HRC 26..30, sв=1000Мпа, sт =800Мпа.
4.2 Определение допускаемых напряжений.
4.2.1 Определение допускаемых контактных напряжений.
По таблице 8.9 из [1] для колес обеих ступеней
MПа для шестерён:
MПа
Коэффициент безопасности возьмем из таблицы 8.9 из [1] Sн=1.2 Число циклов напряжений определяется по формуле (8.65) из [1] при с=1;
;
где с- число зацеплений зуба за один поворот колеса (с равно числу колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым); - частота вращения вала; - суммарный срок службы в часах, называемый ресурсом передачи; L- срок службы; Кгод,Ксут -годичный и суточный коэффициенты.
[A1] По формуле 8.64 из [1]
;
где Кне=0.25 - коэффициент режима работы
NH01=NH03 = 108 циклов; NH02=NH04 = 107 циклов
- суммарное число циклов перемен напряжений;
Так как ;, то смотри формулу 8.61 из [1]:
KHL =
где - коэффициент долговечности. Он учитывает влияние срока службы и режима нагрузки передач, а также возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих передач при .;
NH0- базовое число циклов напряжения.
Nне- эквивалентное число циклов до разрушения при расчетном напряжении.
Допускаемые контактные напряжения определяем по формуле 8.55 из [1]
Принимаем []=648МПа
Принимаем []=640МПа
4.2.2Определение допускаемых напряжений изгиба.
По таблице 8.9 из [1] для колес обеих ступеней:
; MПа для шестерён:
; MПа
Определяем [sF] по формуле (8.67) из [1].
где KFE = 0.14 – коэффициент режима работы
NF0 =4
Сравнивая NFE и NF0, отмечаем, что для колеса второй ступени . Так как все другие колеса вращаются быстрее, то аналогичным расчетом получим и для них . При этом для всех колес передачи
где SF=1.75 - коэффициент безопасности, KFC-коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки, KFL-коэффициент долговечности.
.
4.3 Определение допускаемых напряжений при кратковременной перегрузке
4.3.1 Определение предельных контактных напряжений
По таблицы 8.9 из [1] предельные контактные напряжения для колес обеих ступеней:
MПа
Для шестерён обеих ступеней:
; MПа
4.3.2 Определение предельных напряжений изгиба
Предельные напряжения изгиба для колес обеих ступеней:
МПа
Для шестерён обеих ступеней:
Mпа
4.4 Расчет второй ступени редуктора
Вначале рассчитываем вторую косозубую пару, как более нагруженную и в основном определяющую габариты редуктора.
4.4.1 Определение межосевого расстояния
где Ka =43-вспомогательный коэффициент
U =4-передаточное число
- коэффициент ширины венца колеса
- коэффициент неравномерности распределения нагрузки
По ГОСТ 6636-69 принимаем аw=125мм
Модуль зацепления
По ГОСТ 9563 – 70 принимаем m = 2мм
Ширина венца колеса
Угол наклона зуба
Суммарное число зубьев
Принимаем zS = 123
Число зубьев шестерни и колеса
z4 = zS - z3 = 123 – 25 = 98
4.4.2 Геометрические параметры передачи
Шестерня:
d3 = z3 / cosb = 25/ cos10.26=50.81 мм
da3 = d3 + 2 = 50,81 + 2=54.81 мм
df3 = d3 - 2.4 = 50,81 - 2.4= 46,01 мм
b3 =b4 +3=50+3=53мм
Колесо:
d4 = z4 / cosb = 96/ cos10.26 = 199,18 мм
da4 = d4 + 2= 199,18+2 = 203,18 мм
df4 = d4 -2.4 = 199,18- 2.4= 194,38 мм
Силы зацепления зубчатых колес:
Степень точности 9 – D ГОСТ 1643 – 71
где K =376 - вспомогательный коэффициент
KHa = 1,13 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
KHb = 1 - коэффициент неравномерности распределения нагрузки
KHV = 1,01 - коэффициент динамической нагрузки
sН = 626 МПа < [sH] = 640 МПа
Эквивалентное число зубьев
Коэффициент формы зуба
YF3 =3,88
YF4 = 3,6
4.4.4 Проверочный расчёт передачи по напряжениям изгиба
где KFa = 1- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
KFb = 1 - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба
KFV = 1,04 - коэффициент динамической нагрузки
Yb = 1 - b/140 = 1 – 10,26/140 = 0, 93 - коэффициент угла наклона зуба
Работоспособность передачи обеспечена[A2]
4.5 Расчет первой ступени редуктора
4.5.1 Определение межосевого расстояния
где Ka = 43- вспомогательный коэффициент
U = 5- передаточное число
- коэффициент ширины венца колеса
- коэффициент неравномерности распределения нагрузки
По ГОСТ 6636-69 принимаем аw=90мм
Модуль зацепления:
По ГОСТ 9563 – 70 принимаем m = 2мм
Ширина венца колеса:
Угол наклона зуба:
Суммарное число зубьев:
Принимаем zS = 116
Число зубьев шестерни и колеса:
z2 = zS - z1 = 116 – 19 = 97
4.5.2 Геометрические параметры передачи
Шестерня:
d1 = z1 / cosb = 19/ cos14.835=29.48 мм
da1 = d1 + 2 = 29,48 + 1.5=32.48 мм
df1 = d1 - 2.4 = 29,48 - 2.4= 26,24 мм
b1 =b2 +3=27+3=30мм
Колесо:
d2 = z2 / cosb = 97/ cos14.835 = 150,52 мм
da2 = d2 + 2= 150,52+1.5 = 153,52 мм
df2 = d2 -2.4 = 150,52- 2.4= 146,92 мм
Силы зацепления зубчатых колес:
Степень точности 9 – D ГОСТ 1643 – 71
где K =376 - вспомогательный коэффициент
KHa = 1,11 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
KHb = 1 - коэффициент неравномерности распределения нагрузки
KHV = 1,02 - коэффициент динамической нагрузки
sН = 590.6 МПа < [sH] = 648 МПа
Эквивалентное число зубьев:
Коэффициент формы зуба:
YF1 =4,025
YF2 = 3,6
4.4.4 Проверочный расчёт передачи по напряжениям изгиба
где KFa = 1- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
KFb = 1 - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба
KFV = 1,055 - коэффициент динамической нагрузки
Yb = 1 - b/140 = 1 – 14,835/140 = 0, 89 - коэффициент угла наклона зуба
Работоспособность передачи обеспечена[A3]
5 Расчет открытой конической передачи
5.1 Выбор материалов для передачи выбираем для изготовления колеса и шестерни сравнительно недорогую легированную сталь 40Х по ГОСТ 4543 – 70. По таблице 8.8 из [1] назначаем для колеса термообработку: улучшение HB 250, sв=850 МПа, sт =550 МПа, для шестерни: улучшение HB 270, sв=950 МПа, sт =700 МПа.
5.2 Определение допускаемых напряжений
5.2.1 Определение допускаемых контактных напряжений.
По таблице 8.9 из [1]:
MПа
Mпа
Коэффициент безопасности возьмем из таблицы 8.9 из [1] Sн=1.1 Число циклов напряжений определяется по формуле (8.65) из [1] при с=1;
где с- число зацеплений зуба за один поворот колеса (с равно числу колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым); - частота вращения вала; - суммарный срок службы в часах, называемый ресурсом передачи; L- срок службы; Кгод,Ксут -годичный и суточный коэффициенты.
[A4] По формуле 8.64 из [1]:
где Кне=0.25 - коэффициент режима работы
NH01 = 106 циклов; NH02 = 107 циклов
Допускаемые контактные напряжения определяем по формуле 8.55 из [1]:
5.2.2 Определение допускаемых напряжений изгиба.
По таблице 8.9 из [1]:
MПа
MПа
Определяем [sF] по формуле (8.67) из [1].
где KFE = 0.14 – коэффициент режима работы
NF0 =4
Сравнивая NFE и NF0, отмечаем, что для шестерни , =>
5.3 Определение геометрических размеров передачи
Делительный диаметр определяем по формуле:[A5]
мм где u - передаточное отношение, Т- момент, [sн] - допускаемое контактное напряжение, КHb= 1(для прирабатывающихся колес с прямыми зубьями) - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, (для прямозубых конических колес) – коэффициент вида конических колес.
Принимаем de = 450 мм
Углы делительных конусов:
;
Внешнее конусное растояние:
мм
Ширина зубчатого венца шестерни и колеса:
мм где yR = 0.285 – коэффициент ширины венца
Внешний окружной модуль:
,
где = 0.85(для прямозубых колес) – коэффициент вида конических колес, KFb = 1(для прирабатывающихся колес с прямыми зубьями) - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца.
Принимаем me = 3.9(значение модуля в открытых передачах увеличивают на 30% из-за повышенного износа зубьев)
Число зубьев шестерни и колеса:
;
Фактическое передаточное число:
По таблице 4.6 [2] выбираем коэффициент смещения инструмента:
xe1= 0.39
xe2= -xe1= -0.39
Делительные диаметры колес:
мм
мм
Диаметры вершин:
Диаметры впадин:
5.4 Проверочный расчет передачи
5.4.1 Проверочный расчет по контактным напряжениям.
где - окружная сила в зацеплении, = 1 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, =1.05 - коэффициент динамической нагрузки.
5.4.2 Проверочный расчет по напряжениям изгиба.
где YF1=3.55; YF2=3.65 - коэффициент формы зуба, - коэффициент, учитывающий наклон зуба, = 1 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, =1.13 - коэффициент динамической нагрузки.
Условия прочности соблюдаются.[A6]
7 Расчет валов и его опор
7.1 Расчет тихоходного вала
Выполняем проектный расчет тихоходного вала и его опор (смотри
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.