Дано : N2 = 1,6 кВт
п2 = 12![]()
![]()
срок службы t=5лет*360дней*(24часа*Ксут)=5*360*(24*0,33)=
=14256 час
L=700мм
D=400мм
Нижнее расположение червяка.
1.Энергетический и кинематический расчет.
Требуемая мощность электродвигателя, кВт:
![]()
где:
- общий к.п.д. двигателя
- к.п.д. одной пары подшипников
качения (таб.2.1 [Ι])
- к.п.д. червячной передачи
(таб.2.1 [Ι])
- к.п.д. зубчатой цилиндрической
передачи (таб.2.1 [Ι])
- к.п.д. муфты (таб.2.1 [Ι])
Определение приемлемой угловой скорости электродвигателя, с-1
где:
- передаточное отношение привода
- передаточное отношение червячной передачи (таб.2.6 [Ι])
- передаточное отношение
цилиндрической передачи (таб.2.6 [Ι])
- угловая скорость приводного вала
![]()
Выберем
электродвигатель 4А112М8У3, N=3кВт, nсин750
, S=0.03
Асинхронная
частота вращения электродвигателя,
:
![]()
Передаточное отношение привода:
![]()
где:
-угловая скорость электродвигателя
Разбивка общего передаточного отношения:
- передаточное отношение червячной передачи
- - передаточное
отношение цилиндрической передачи
Угловые скорости валов привода, с-1 :
- угловая скорость ведущего вала редуктора
- угловая скорость промежуточного
вала редуктора
- угловая скорость ведомого вала
редуктора
--
угловая скорость приводного вала редуктора
N1=Nдв*h1=2.27*0.99=2.247 кВт - мощность на ведущем валу
N2=N1*h1*h2=2.247*0.99*0.75=1.668 кВт - мощность на промежуточном валу редуктора
N3=N2*h1*h3=1.668*0.99*0.98=1.618 кВт - мощность на ведомом валу редуктора
N4=N3*h1=1.618*0.99=1.6 кВт - мощность на приводном валу
Крутящие моменты, Н* м :
- крутящий момент на ведущем валу
редуктора
- крутящий момент на
промежуточном валу редуктора
- крутящий момент на ведомом валу
редуктора
- крутящий момент на приводном
валу редуктора
Частоты
вращения валов привода,
:
п1= пдв=
727,5
- на ведущем валу
- на промежуточном валу
- на ведомом валу
п4= п3
= 12
- на приводном валу
2. Выбор материала и определение допускаемых напряжений.
Шестерня : сталь 40Х, улучшение.
Твердость 250НВ1 .
Колесо : сталь 40Х, нормализация.
Твердость 220НВ2 .
Допускаемые
контактные напряжения,
:
![]()
![]()
где Zn меньше чем 2,6 для однородной структуры при с=1;
![]()
![]()
NK1= 60* n2 * c* t =60*33.07*1*14256=282.3*10 5
NK2= 60* n3 * c* t =60*12.0*1*14256=162.6*10 5
ZN1 =1, т.к. NK1>>NHlim1
ZN2 =1, т.к. NK1>>NHlim2
Sn1=1.2 коэффициент запаса прочности шестерни (с.132[I])
Sn2=1.2 коэффициент запаса прочности колеса (с.132[I])
![]()
![]()
![]()
Определение допускаемых
напряжений изгиба,
:
![]()
![]()
![]()
![]()
Yn – коэффициент долговечности
NFg – базовое число циклов напряжений = 4000000

Zn1=Yn1=1, т.к. NK1>> NFg1 при Zn=Yn
Zn=Yn2=1, т.к. NK2>> NFg2
Ya – коэффициент, учитывающий двустороннее приложение нагрузки; Ya= 1
SF = 1.8 – коэффициент запаса прочности (с.29[I])
![]()
![]()
3.Расчет тихоходной передачи.
3.1 Проектный расчет.
Коэффициент нагрузки передачи K=KV * Kb = 1.3
Расчетный момент на шестерне, Н* м :
![]()
![]()
Предполагаемый коэффициент ширины шестерни относительно колеса: ybd = 1 (т.6,8[I])
Предполагаемое межосевое расстояние, мм :

Желаемое межосевое расстояние aw = 250 мм
Допускаемое отклонение межосевого расстояния
или 3,8%<[D]= 4%
допустимо.
Предполагаемый начальный диаметр шестерни, мм :
![]()
Принимаем : bw = 130 мм.
Выбираем число зубьев шестерни z1 = 26
Считаем число зубьев колеса z2 = z1 * U2 ;
z2= 26*2.76=73.86 Принимаем z2 = 74
Выбираем угол наклона линии зуба : b = 0 0
Предполагаемый модуль
![]()
Принимаем модуль m=5 мм.
ha=1 ; hf =1.25 ; hi =2 .
Выбираем коэффициент смещения :
17<=z1<=30 U<=3.5 x1 = 0.5 x2 = 0.5
z1 = 30 U< 3.5 x1 = 0 x2 = 0
17<=z1<=20 U> 3.5 x1 = 0.3 x2 = -0.3
z1>20 U=> 3.5 x1 = 0.5 x2 = -0.5
Основной диаметр шестерни, мм :
db1 = d1 * cosat = 133*cos200 = 125 мм
Основной диаметр колеса, мм :
db2 = d2 * cosat = 367*cos200 = 345 мм
Диаметр вершин зубьев шестерни, мм :
da1 = d1 + 2m(ha+ x1)= 133+2*5(1+0.8)= 148 мм
Диаметр вершин зубьев колеса, мм :
da2 = d2+ 2m(ha+ x2)=367+2*5(1+0.5)=382 мм
Коэффициент наименьшего смещения шестерни :
![]()
Основной угол наклона, град :
![]()
Основной окружной шаг, мм :
![]()
Угол профиля зуба шестерни на окружности вершин

Угол профиля зуба колеса на окружности вершин

Коэффициент торцового перекрытия
![]()
Средняя суммарная длина контактных линий, мм :
Коэффициент среднего изменения длины контактных линий ke =0.18
Наименьшая суммарная длина контактных линий
<bw=130 мм допустимо
Число зубьев шестерни охватываемых нормалью:

![]()

Число зубьев колеса, охватываемых нормалеметром :


Длина общей нормали, мм :
![]()
Определение реакций зубчатых колес на валы.
Расчетный вращающий момент на шестерне : Т2 =481,94 Н* м
Расчетный вращающий момент на колесе : Т3 =1288,22 Н* м
Расчетная окружная сила
Расчетная радиальная сила
![]()
Расчетная осевая сила
![]()
Расчетная нормальная сила
![]()
Определение расчетных напряжений
![]()
Коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев

Коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий
Расчетные контактные напряжения

Условие 0,7sНР2<=sН <=sНР2 выполняется
3.3 Проверочный расчет по напряжениям изгиба.
![]()
Эквивалентное число зубьев колеса
![]()
Коэффициент, учитывающий форму зуба шестерни

Коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений колеса
![]()
Коэффициент, учитывающий перекрытия зуба
Расчетные напряжения изгиба зубьев шестерни
![]()
Расчетные напряжения изгиба зубьев колеса
Условие 0.25sFP1,2<sF<sFP1,2
3.4 Расчет геометрии.
Передаточное число: U2 =2.76
Число зубьев: z1 =26; z2 = z1* U2 =26*2.76 =74
Сумма чисел зубьев z1+ z2= 26+74=100
Частота
вращения колес ![]()
Модуль отношения частоты п2к вращения колеса от желаемой
п2к=| п2-п20 |=0,01 мин-1
Торцовый
угол профиля ![]()
cosat =0.94 при Xå = 0
Суммарный коэффициент смещения
Xå = X1 + X2 = 0.5+(-0.5)= 0
Угол зацепления atw=at =200 при Xå = 0

-
отклонение межосевого расстояния
Делительный диаметр шестерни, мм :
Делительный диаметр колеса, мм :
![]()
Начальный диаметр шестерни, мм :
![]()
![]()
Начальный диаметр колеса, мм :
![]()
Основной диаметр шестерни, мм :
![]()
Основной диаметр колеса, мм :
![]()
Диаметр вершин зубьев шестерни, мм :
![]()
Диаметр вершин зубьев колеса, мм :
![]()
5.1Проектный расчет.
Проектный расчет ведущего вала, мм :
По ГОСТ 6636-69 примем d1=dЭЛ=32
мм – диаметр выходного конца вала
где: [t]=10
- пониженное допускаемое напряжение на кручение (с.53[II])
d2=d1+2=32+2=34 мм - диаметр вала под уплотнение
dn=d2+1=34+1=35 мм -диаметр вала под подшипник
Проектный расчет ведомого вала:
По ГОСТ 6636-69 примем d1’=50 мм – диаметр выходного конца вала
d2’=d1’+3=50+3=53 мм - диаметр вала под уплотнение
dn’=d2’+2=53+2=55 мм - диаметр вала под подшипник
d3=dn’+3=55+3=58 мм - диаметр вала под колесом.
Промежуточный вал:
- диаметр вала под колесом
dn=dk-5=45-5=40 мм - диаметр вала под подшипник
5.2Проверочный расчет вала на выносливость.
Силы: Ft2=7246.6 H ; FR2=2637.5 H ; Fm=0.3Ft2=0.3*7246.6=2173.9 H – кривошипный эффект от муфты.
По результатом эскизной компоновки: а=257 мм ; b=100 мм ; с=100 мм.
Определяем опорные реакции в плоскости YOZ :
![]()
![]()
![]()
Проверка: ![]()
Моменты сил: ![]()
![]()
Определяем опорные реакции в плоскости XOZ :
![]()
![]()
![]()
Проверка: ![]()
Моменты сил: ![]()
Суммарный момент:
![]()
![]()
Крутящий момент на валу : Т3=1288,22 Н*м
Опасным является сечение I-I, проверим его.
Примем материал вала –
сталь 5 t-1=128
![]()
s-1=216
Нормальные
напряжения,
:
![]()
где: ![]()
bxt=16x6 – характеристика шпоночной канавки (таб.4,2[II])
Касательные
напряжения,
:

где: ![]()
Коэффициент ассиметрии напряжений: ks=1.6 ; kt=1.4 (стр.57 [II])
Масштабный фактор: es=0,81 ; et=0,68 (стр.57 [II])
Коэффициент ассиметрии цикла : ys=0 ; yt=0 (стр.56 [II])
Коэффициент шероховатости : b=0,92 (стр.57 [II])
Коэффициент безопасности по изгибу :

Коэффициент безопасности по кручению :

Общий коэффициент безопасности:

6.Подбор подшипников.
![]()
![]()
Применим к установке подшипник
№311 : С0=41,8 кН ; С=54,9 кН по ГОСТ 8338-57.
6.1 Расчетная долговечность.
![]()
Эквивалентная нагрузка на опору №2:
P2=R2*V*kd*kT=3.09*1*3*1.4=13 кН
V=1 – коэффициент вращения колец подшипника (с.99 [II])
kd - коэффициент безопасности (таб. 5,16 [II])
kT – температурный коэффициент (таб. 5,17 [II])
Расчетная грузоподъемность:
- подшипник №311 подходит.
7.Расчет шпонок ведомого вала редуктора.
T2=1288,22 Н*м ; d3=58 мм ; bxh=16x10 мм (таб. 4.2 [II]) ; LP=100 мм – рабочая длина шпонки по ГОСТ 23360-78.
Расчет на смятие:
![]()
Расчет на срез:
![]()
Шпонка под муфтой
T3=1288,2 Н*м ; d1=50 мм ; bxh=16x10 мм ; LP=110 мм
![]()
![]()
8. Для соединения вала электродвигателя и выходного конца ведущего вала редуктора применим муфту:
МУВП – I – 32 –II – 32 – 710 по ГОСТ 21424-75
Согласно ГОСТ 21424-75 муфта имеет допускаемый крутящий момент [T]=710 Н*м .
Расчетный крутящий момент:
ТР=Т1* k=29,51*2=59,02 Н*м
где: k=2 – коэффициент режима работы (стр. 181 [II])
Из условия
муфта подходит.
Для соединения выходных концов ведомого вала редуктора и приводного вала применим муфту зубчатую М3 – I – 50 – II – 3150 ГОСТ 21424 – 75.
Допускаемый момент [T]=3150 Н*м
TP < [T] – муфта подходит.
9.Смазка.
![]()
где: V4 – окружная скорость червяка.
Т.к. V4 < 12м/с то для смазывания зацепления применим картерный способ. Объем масла: V=N*0.5=1.135 литра.
Тип масла. Окружная скорость V4=4.9 м/с – применим масло индустриальное И – 30А.
Смазывание подшипников. Т.к. V4 >3м/с , то для смазки подшипников применим пластическую солидоло
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.