Активность человека: Учебно-методическое пособие (Роль вненаучных знаний в процессе познания. Психологические аспекты активности человека)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Дальневосточный государственный технический университет

Владивостокский государственный медицинский университет

АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (УМО) в качестве учебно-методического пособия для студентов и преподавателей технических вузов региона

Владивосток 2000


УДК 613.863 (07)

А433

Активность человека: Учебно-методическое пособие /Сост.: Т.В. , В.М. , Ю.В. , В.В. . -Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2000. - 40 с.

Даны основные понятия и представления о человеке как о субъекте познания и способах повышения его активности с позиций современной концепции: естествознания, с биоэнергетической точки зрения.

Для студентов и преподавателей технических университетов и других учебных заведений.

Под общей редакцией профессора Ю.В. а

Методические указания печатаются с оригинал-макета, подготовленного авторами Редактор Е.П. Горовенко Технический редактор И.Д. Стукалова Подписано в печать 14.04.2000 г. Формат 60x84/16. Печать офсетная. Усл. п.л. 2,3. Уч.-изд. л. 2,6. Тираж 300 экз. Заказ 079. Цена «С»

Отпечатано в типографии издательства ДВГТУ Владивосток, ул. Пушкинская, 10.

ISBN 5-7596-0208-Х                (С)   Изд-во ДВГТУ, 2000


УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ

Что такое здоровье? Ответ на этот вопрос дал выдающийся врач С.П.Боткин (1832-1989), заключив, что здоровье - это равновесие между организмом и внешней средой. С.П.Боткин рассматривал здоровье человека, прежде всего, как функцию приспособления и эволюции к различным внешним условиям, как функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здорового потомства. Следовательно, уже тогда, в 1886 г., он выделял два уровня здоровья: индивидуальное здоровье и популяционное.

Индивидуальное здоровье подразумевает, что здоровый человек имеет здоровый мозг, здоровое тело и здоровый дух. Здоровый мозг - это здоровая центральная нервная система (ЦНС), которая является ядром личности. Здоровый человек всегда имеет сильную ЦНС [5].

Тело - это физиологические рецепторы, собирающие информацию о внешней среде, которые являются периферией личности. В 1996 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) определены следующие критерии здоровья: умение получать положительные эмоции и учиться; умение сконцентрироваться и хорошая память; развитый мыслительный аппарат и умение управлять отрицательными эмоциями; положительное восприятие себя и своей внешности.

Здоровый дух, по ВОЗ, подразумевает восприятие человеком своей жизненной позиции и стремление реализовать свои цели, надежды.

Следующий шаг в понимании здоровья, уже на космопланетарном уровне, сделал А.Л.Чижевский (1923). Он известен как ученый, который на уровне популяции связал "солнцедеятельность" с эпидемиями на Земле. Однако главное направление работ А.Л.Чижевского - это показать взаимосвязь биосферы Земли с Космосом, показать (то, что сейчас доказано) большую зависимость нашего здоровья от глобальных космопланетарных процессов. "Жить - это значит пропускать через себя поток космической энергии". Таким образом, А.Л.Чижевский добавил к индивидуальному и популяционному уровня здоровья еще и глобальный уровень понимания этой проблемы.

В концепции В.И.Вернадского о ноосфере, человек "впервые становится крупнейшей геологической силой", что перекликается с идеей космического разума Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, Н.К.Рериха, Е.П.Блаватской и других мыслителей. В процессе ноосферогенеза определяется такое явление, как снижение резервов здоровья на всех трех уровнях. Так, на индивидуальном уровне растет психофизиологическое утомление увеличивается число хронических заболеваний, сокращается продолжительность жизни и др. На популяционном уровне отмечается рост количества генетических дефектов появляются новые формы патологии (СПИД, лихорадка Эбола и др.). Можно однозначно утверждать, что не может быть хорошего (высокого) уровня индивидуального здоровья, без хорошего (высокого) уровня популяционного и глобального здоровья.

Академик В.П.Казначеев считает, что жизненный цикл человека - это реализация двух эволюционных программ. Первая - биологического бессмертия - заключается в продолжении рода, вторая - духовного бессмертия - в творческом вкладе индивида в развитие человечества.

На первую биологическую программу влияют следующие факторы: сон, питание, отдых, работа, секс, спорт, интоксикации и аллергия. Как видно, все эти факторы контролируемые и управляемые. Существует масса научно-популярных изданий, объясняющих как регулировать эти факторы, как их нормализовать, что считать нормой, а что разрушает индивидуальное здоровье.

С духовной (интеллектуальной) программой бессмертия все сложнее. Мы даже не знаем, что является носителем творческой (интеллектуальной) информации человека, просто указываем ЦНС.

Природа не оригинальна, поэтому и биологическая и духовная программы предполагают физическое и психическое здоровье. Иначе говоря, у каждого человека есть призвание, есть талант

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
262 Kb
Скачали:
0