История экономических учений: Учебное пособие (Тематический план и содержание программы лекционного курса)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Формирование метода данной науки происходит на базе объективных закономерностей человеческого познания, является постижением внутренних свойств объекта исследования. Метод курса «История экономических учений» – это результат и предпосылка теоретического исследования. Его специфика состоит в персонифицированном характере, изучении и анализе экономических идей субъектов хозяйствования.

Периодизация курса основывается на понимании эволюции экономических идей прошлого как эволюции метода экономической науки. В соответствии с этим в истории экономических учений могут быть выделены следующие периоды: доклассическая эра, классическая эпоха экономической теории, маржинализм, неоклассическое направление.

Задачи курса - изучение основных этапов развития экономической науки; понимание эволюции экономической мысли в период зарождения рыночной экономики; знание истоков и основных направлений современных экономических учений; использование методов данной науки при анализе социально значимых проблем и процессов; формирование целостного представления об основных направлениях развития современной экономической мысли.

рекомендуемый Тематический план, и содержание программы лекционного курса

1.  Основные этапы развития экономической науки.

2.  Экономические учения Древнего Востока, Античного Мира и Средневековья.

3.  Меркантилизм как первая школа экономической теории.

4.  Экономическое учение физиократов.

5.  Английская классическая школа экономической теории.

6.  Марксистская экономическая теория.

7.  Маржиналистская экономическая теория.

8.  Неоклассическая экономическая школа.

9.  Теоретические разработки экономистов России.

10. Кейнсианская экономическая теория.

11. Монетаристская теория: основные постулаты и практическое использование.

12. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство.

Содержание программы по темам:

Тема 1. Основные этапы развития экономической науки

Общая характеристика истории и теории экономики. Экономика, экономикс, политэкономия: основное содержание этих понятий. Предмет истории экономических учений. Связь предмета истории экономических учений и других дисциплин экономического цикла. Понятие экономического учения и экономической школы.

Основы типологии экономических школ и направлений: различия в методах экономического анализа, концептуальных подходах к пониманию экономических проблем. Современные представления о методологии экономического исследования.

Связь экономических идей прошлого и современных. Кумулятивный и эволюционный взгляды на историю экономических теорий. Проблемы прогресса в экономической науке.

Тема 2. Экономические учения Древнего Востока, античного мира и средневековья

Зарождение рабовладельческого строя. Особенности восточного рабства. Возникновение первого рабовладельческого государства в Китае.

Экономические учения Древней Греции: идеи Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Анализ натурального хозяйства и товарно-денежных отношений.

Экономические идеи Средневековья. Схоласты и их вклад в развитие экономических идей. Православное, католическое и протестантское понимание экономических проблем. Экономические идеи Библии. Учение Ф. Аквинского.

Тема 3. Меркантилизм как первая школа экономической теории

Этапы развития меркантилизма: ранний и поздний меркантилизм, общие черты и различия. Эволюция методологии меркантилизма. Вопросы экономической теории в понимании меркантилистов: проблемы богатства, количественной теории денег.

Историческое место меркантилизма. Особенности меркантилизма в Англии и Франции. Меркантилизм в России: идеи А.Л. Ордин- Нащокина, И.Т. Посошкова, Ю. Крижанича.

Тема 4. Экономическое учение физиократов

Концепция естественного порядка – основа экономического учения физиократов. Особенности методологии физиократов - анализ сферы производства. Ф. Кенэ и его учение о чистом продукте, об эквивалентности обмена, о производительном и бесплодном труде.

Метод исследования экономических процессов А. Тюрго: естественная производительность природы.

Тема 5. Английская школа экономической теории

Формирование классической школы экономической теории       У. Петти. Анализ Петти источников богатства. Использование им статистического метода исследования экономики. Разработка Петти абстрактного метода экономического анализа. его взгляды на формы земельной ренты и природу заработной платы. Учение Петти о цене земли.

Вклад Петти в развитие классической школы английской политэкономии.

Исторические условия формирования идей А. Смита и                 Д. Рикардо. Методология экономического анализа А. Смита. Теории стоимости, заработной дплаты, прибыли и земельной ренты А. Смита. Работа А. Смита «Богатство народов». Обоснование им «принципа невидимой руки».

Определение предмета экономической теории Д. Рикардо. Теория стоимости .Рассмотрение  проблем реализации и кризисов. Характеристика принципа сравнительных преимуществ в международном

Похожие материалы

Информация о работе