Реактивные состояния дошкольников и подростков: Учебное пособие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Реактивные состояния

дошкольников и

подростков

Учебное пособие

Новокузнецк

2004


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

С.Г.

РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов, изучающих психологию, медицину, социальную работу и педагогику

Новокузнецк

2004


ББК 88.48я7

К603

Рецензенты:

Кандидат биологических наук, ст. научный сотрудник СО РАН,

преподаватель КФ ВЮИ Минюста России,

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии,

медицинской психологии и наркологии НИУВа,

К603         Реактивные состояния дошкольников и подростков: Учеб. пособие/ СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 79 с.

Представлены специальные сведения по профилактике реактивных состояний дошкольников и подростков.

Предназначено для студентов, изучающих психологию, медицину, социальную работу и педагогику

ББК 88.48я7

© Сибирский государственный индустриальный университет, 2004

© , 2004


Содержание

Предисловие………………………………………………………………….                                                                                                                    4

Введение………………………………………………………………………                                                                                                                    5

1 Учение о неврозах и реактивных состояниях у детей……………...…                                                                               6

1.1 Этапы развития учения о детских неврозах в Росси…………………                                                                                6

1.2 Классификация нервно-психических нарушений у детей……….…..                                                                                       11

2 Общая характеристика реактивных состояний у дошкольников и подростков…………………………………..………………………….….                                                                                                              19

2.1 Понятие реактивного состояния как нервно-психического расстройства………………………………………………………………………                                                                                                        19

2.2 Реактивные состояния детей-дошкольников…………………………                                               22

2.3 Реактивные состояния подростков…………………………………....                                     35

3 Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции реактивных состояний дошкольников и подростков………                                                                               40

3.1.Психотерапия и психокоррекция реактивных состояний………...…                                                                       40

3.2 Специфика условий и особенности диагностики факторов риска в единстве диагностики и коррекции………..………………...………..                                  42

3.3 Особенности психокоррекционного процесса………………….……                                                        43

3.4 Специфика оценки эффективности психокоррекции…………….….                                                              46

4 Общая характеристика системы методов профилактики и лечения реактивных состояний у дошкольников и подростков……..……….                                                                    47

4.1 Общая характеристика профилактических методов реактивных состояний дошкольников…………………..………………………….....        47

4.2 Общая характеристика профилактических методов реактивных состояний подростков…………………………..………..………………        51

4.3 Лечение реактивных состояний у дошкольников и подростков……                                                                                53

5 Психотерапевтические методы самовоздействия……………….…….                                                    66

5.1 Метод написания биографии………….….…….…………...…............                         66

5.2 Методы самоосознавания…………….……….…..…………………...                 69

Заключение……………………………………………...…………………....                                                                                                                  76

Список литературы ……………………..…………………………………..                             78


Предисловие

Любой современный родитель, перед которым стоит проблема воспитания дошкольников и подростков, прежде всего, должен иметь представление о нормальных и патологических реакциях. Существует точка зрения учёных, что в семьях имеет место и правильное воспитание, и неправильное воспитание. Неправильное воспитание, или «вредности» со стороны учителей, родителей и социального окружения, которые оказывают отрицательное воздействие на личность ребёнка, несут в себе отягчающее для них последствие. Основной причиной возникновения реактивных состояний дошкольников и подростков являются не только соматические расстройства, но и психогенные факторы. Поэтому данное пособие предназначено в основном для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях и интересующихся вопросами теории и практики психического «здоровья» и психического «заболевания».

Условно пособие можно поделить на две части: теоретическую и практическую. В теоретическом материале представлены основные этапы развития учения о неврозах и реактивных состояниях дошкольников и подростков в России. Как в теоретической части, так и в практической части содержится много полезных сведений о психокоррекционных и психотерапевтических формах воздействия на личность дошкольников и подростков. В пособии представлены различные медицинские (клинические) и психологические результаты исследований реактивных состояний. Всё это предполагает общую проблему реактивных состояний детей и подростков для специалистов разного профиля. Речь идёт о социальных работниках, психологах, невропатологах и преподавателях разных уровней образовательных учреждений.


Введение

В России за последние несколько лет возникло множество причин, влекущих за собой невротические и реактивные состояния, что привело к их резкому подъёму. Эти состояния молниеносно охватывают всё больший процент дошкольного и подросткового населения России. Достаточно упомянуть некоторые причины, вызывающие такие проявления современности, как неврозы и реактивные состояния. Они обычно возникают при генетической предрасположенности организма к реактивности, а также благодаря внешним условиям, располагающим к этой реактивности и нервозности.

В отечественной литературе очень часто поднимался вопрос, касающийся реактивных состояний, детских неврозов, невротических реакций. Благодаря исследованиям И.П. Павлова удалось во многом пролить свет на такого рода расстройства, которые возникают в результате нарушения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и вследствие расстройства взаимоотношений между корковыми и подкорковыми структурами головного мозга.

Подобные исследования начинались с выявления патофизиологических причин возникновения и течения таких расстройств. Ощутимый вклад в изучение научных закономерностей неврозов у человека внесли ученики И.П. Павлова – Н.И. Красногорский, А.Г. Иванов-Смоленский, М.К. Петров и др. В том числе имеется серия работ, посвящённых детским неврозам

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
568 Kb
Скачали:
0