Реактивные состояния
дошкольников и
подростков
Учебное пособие
Новокузнецк
2004
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
С.Г.
РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов, изучающих психологию, медицину, социальную работу и педагогику
Новокузнецк
2004
ББК 88.48я7
К603
Рецензенты:
Кандидат биологических наук, ст. научный сотрудник СО РАН,
преподаватель КФ ВЮИ Минюста России,
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии,
медицинской психологии и наркологии НИУВа,
К603 Реактивные состояния дошкольников и подростков: Учеб. пособие/ СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 79 с.
Представлены специальные сведения по профилактике реактивных состояний дошкольников и подростков.
Предназначено для студентов, изучающих психологию, медицину, социальную работу и педагогику
ББК 88.48я7
© Сибирский государственный индустриальный университет, 2004
© , 2004
Содержание
Предисловие…………………………………………………………………. 4
Введение……………………………………………………………………… 5
1 Учение о неврозах и реактивных состояниях у детей……………...… 6
1.1 Этапы развития учения о детских неврозах в Росси………………… 6
1.2 Классификация нервно-психических нарушений у детей……….….. 11
2 Общая характеристика реактивных состояний у дошкольников и подростков…………………………………..………………………….…. 19
2.1 Понятие реактивного состояния как нервно-психического расстройства……………………………………………………………………… 19
2.2 Реактивные состояния детей-дошкольников………………………… 22
2.3 Реактивные состояния подростков………………………………….... 35
3 Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции реактивных состояний дошкольников и подростков……… 40
3.1.Психотерапия и психокоррекция реактивных состояний………...… 40
3.2 Специфика условий и особенности диагностики факторов риска в единстве диагностики и коррекции………..………………...……….. 42
3.3 Особенности психокоррекционного процесса………………….…… 43
3.4 Специфика оценки эффективности психокоррекции…………….…. 46
4 Общая характеристика системы методов профилактики и лечения реактивных состояний у дошкольников и подростков……..………. 47
4.1 Общая характеристика профилактических методов реактивных состояний дошкольников…………………..…………………………..... 47
4.2 Общая характеристика профилактических методов реактивных состояний подростков…………………………..………..……………… 51
4.3 Лечение реактивных состояний у дошкольников и подростков…… 53
5 Психотерапевтические методы самовоздействия……………….……. 66
5.1 Метод написания биографии………….….…….…………...…............ 66
5.2 Методы самоосознавания…………….……….…..…………………... 69
Заключение……………………………………………...………………….... 76
Список литературы ……………………..………………………………….. 78
Предисловие
Любой современный родитель, перед которым стоит проблема воспитания дошкольников и подростков, прежде всего, должен иметь представление о нормальных и патологических реакциях. Существует точка зрения учёных, что в семьях имеет место и правильное воспитание, и неправильное воспитание. Неправильное воспитание, или «вредности» со стороны учителей, родителей и социального окружения, которые оказывают отрицательное воздействие на личность ребёнка, несут в себе отягчающее для них последствие. Основной причиной возникновения реактивных состояний дошкольников и подростков являются не только соматические расстройства, но и психогенные факторы. Поэтому данное пособие предназначено в основном для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях и интересующихся вопросами теории и практики психического «здоровья» и психического «заболевания».
Условно пособие можно поделить на две части: теоретическую и практическую. В теоретическом материале представлены основные этапы развития учения о неврозах и реактивных состояниях дошкольников и подростков в России. Как в теоретической части, так и в практической части содержится много полезных сведений о психокоррекционных и психотерапевтических формах воздействия на личность дошкольников и подростков. В пособии представлены различные медицинские (клинические) и психологические результаты исследований реактивных состояний. Всё это предполагает общую проблему реактивных состояний детей и подростков для специалистов разного профиля. Речь идёт о социальных работниках, психологах, невропатологах и преподавателях разных уровней образовательных учреждений.
Введение
В России за последние несколько лет возникло множество причин, влекущих за собой невротические и реактивные состояния, что привело к их резкому подъёму. Эти состояния молниеносно охватывают всё больший процент дошкольного и подросткового населения России. Достаточно упомянуть некоторые причины, вызывающие такие проявления современности, как неврозы и реактивные состояния. Они обычно возникают при генетической предрасположенности организма к реактивности, а также благодаря внешним условиям, располагающим к этой реактивности и нервозности.
В отечественной литературе очень часто поднимался вопрос, касающийся реактивных состояний, детских неврозов, невротических реакций. Благодаря исследованиям И.П. Павлова удалось во многом пролить свет на такого рода расстройства, которые возникают в результате нарушения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и вследствие расстройства взаимоотношений между корковыми и подкорковыми структурами головного мозга.
Подобные исследования начинались с выявления патофизиологических причин возникновения и течения таких расстройств. Ощутимый вклад в изучение научных закономерностей неврозов у человека внесли ученики И.П. Павлова – Н.И. Красногорский, А.Г. Иванов-Смоленский, М.К. Петров и др. В том числе имеется серия работ, посвящённых детским неврозам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.