Человек, экономика, труд. Предмет и метод современной экономики труда. Цели курса, его структура и логика

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ÍÀÖ²ÎÍÀËÜÍÀ  ÀÊÀÄÅ̲ߠ ÓÏÐÀÂ˲ÍÍß

Конспект книги

Экономика труда и социально-трудовые отношения

/ Под ред. Г.Г.Меликьяна, Р.П.Колосовой -М.: Изд. МГУ, 1996. -623c.

виконаний студентом НАУ

Київ, 1998


Введение

КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНИКА И ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКОНОМИКЕ ТРУДА И РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.   Человек, экономика, труд

2. Предмет и метод современной экономики труда

      3. Цели курса, его структура и логика

1. Человек, экономика, труд

Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, служит одной из важнейших форм самовыражения и самоактуализации, поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы адекватно отражать эти особенности человека, обеспечивать соответствующее соразмерное вознаграждение

Особенности труда как объекта исследования и изучения состоят в том, что, во-первых, труд — это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована, во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия), в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов.

В условиях коренной ломки системы общественных отношений наиболее существенные преобразования происходят в социально-трудовой сфере, вызывая закономерное в таких случаях противостояние основных субъектов этих отношений. Вероятно, именно поэтому ни одна из сфер экономической жизни нашего государства не подвергается такой жесткой критике, как социально-трудовые отношения. Этому способствовал ряд факторов, среди которых можно выделить господствовавшие долгие годы традиции государственного патернализма в этой сфере, безальтернативность развития в направлении, указанном “официальной” моноэкономической теорией, упрощенная система оценки состояния социально-трудовой сферы и т.д.

В этих условиях не вызывает сомнения необходимость формирования новой системы социально-трудовых отношений, что должно найти

11

выражение и в современном понимании особенностей труда как объекта исследования и изучения, а также в трактовке предмета и метода современной экономики труда как науки.

2. Предмет и метод современной экономики труда

Предмет экономики труда как таковой не изменялся никогда и был единым для всего многообразия школ и теорий. Предмет экономики трудаэто труд как целесообразная деятельность людей, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой и отношением между людьми в процессе и по поводу производства.

В каждый данный момент процессу труда предшествуют материальные средства производства, информация, наличие профессиональных знаний, трудовой опыт, определенный тип социально-трудовых отношений. В процессе труда происходят совершенствование трудовых навыков и опыта, повышение уровня эмпирических и научных знаний, улучшение средств труда, развитие социально-трудовых отношений, тем самым постоянно умножаются производительные силы труда, т.е. способность человека как рабочей силы создавать возрастающие массы все более разносторонних материальных и духовных благ.

Природа социально-трудовых отношений такова, что при их изучении мы вынуждены считаться с их постоянным видоизменением, причем их перестройка усиливает это свойство.

Социально-экономическая реформа, происходящая сейчас в России, ставит экономическую науку и систему экономического образования перед необходимостью радикального преобразования.

Неординарность этой задачи, невозможность её решения в традиционном ключе обусловлена сопряженностью во времени радикального изменения общественного менталитета, стандартов и стереотипов экономического поведения и экономической реальности. Эта синхронность предопределила необычный характер соотношения экономической науки и экономического образования. Дело в том. что понятийный, категориальный и инструментальный аппарат, развиваясь в рамках научного знания, становится далее объектом изучения и освоения в системе профессионального образования. Экономические преобразования в России потребовали одновременно и от экономической науки, и от системы экономического образования освоения новых теоретических концепций, аналитического инструментария, методов принятия решений. Поэтому вполне справедливо глобальное реформирование экономического образования рассматривать как синтез, по крайней мере, трех направлений.

Во-первых, это трансформация содержательной стороны обучения, включающая:

— пересмотр прежних, формирование новых фундаментальных представлений и превращение их в формы новых образовательных программ:

— преодоление изоляции  от мировой экономической науки:

12

— освоение методов, инструментов анализа экономических явлений, присущих рыночной экономике;

— анализ и оценка достоинств и недостатков традиционного “дореформенного” проблемного пространства экономической науки и соответственно экономического образования Во-вторых — перестройка структуры экономического образования как экзо- и эндосистемы в общем контексте перехода к двухуровневой системе высшего образования (бакалавр, магистр), требующая ответа на вопросы: на какой ступени высшего экономического образования преподавать тот или иной курс; на каком уровне, с какой степенью детализации, каким должно быть содержание курса с точки зрения сочетания фундаментальных и прикладных аспектов: какова должна быть последовательность размещения курсов в формировании специализации по отдельным экономическим наукам?

В-третьих — конструирование нового “рыночного” механизма функционирования экономического образования, определяющее его новое экономическое положение и степень коммерциализации. Этот механизм должен учитывать объективные закономерности функционирования высшей школы как таковой, принципы функционирования рыночной экономики, конкретные исторические условия формирования и развития отечественного экономического образования.

Естественно, что проекция этих трех фундаментальных задач может и должна быть осуществлена на все те экономические дисциплины- “отдельные экономики”, которые в совокупности представляют собой экономическую науку.

. Экономика труда и как наука, и как предмет преподавания и изучения в этом ряду находится в очень своеобразном положении.

Прежде всего это касается содержательной стороны — проблемного пространства экономики труда как предмета исследования и обучения. Дело в том, что изучение и описание сферы труда в отечественной

Похожие материалы

Информация о работе