перераспределить средства по статьям расходов, отдав приоритет защите прав и интересов работников.
В-четвертых, начались отток профессиональных кадров, снижение интеллектуального потенциала профорганов, уровня их знаний. Это происходит на фоне усиления кадрового состава и уровня знаний других социальных партнеров. Происходит это по ряду причин:
— существует зависимость профработника от работодателя;
— отсутствуют обязательные статьи расходов на учебу работников (а это инвестиции в авторитет и весомость профсоюза);
— нет личной, трудовой, финансовой, бытовой, юридической защищенности профработника, а отсюда неуверенность в завтрашнем дне и отток кадров из профсоюзных органов.
В ряде мест вокруг профорганов формируется неблагоприятный общественный климат, вызванный, с одной стороны, общим кризисом доверия к управленческим структурам, к которым подчас причисляют и профорганы, и с другой — переносом на нынешние профорганы критики за прошлые недостатки профсоюзов.
Отечественный и мировой опыт показывает, что попытки ликвидировать, ущемить, игнорировать профсоюзы, угрожать им обречены. Профсоюзы — это объективное слагаемое общественной системы. Они кроме защитной роли для трудящихся выполняют роль индикатора общественного мнения, служат элементом системы обратной связи для государства, позволяющим ему выверять и корректировать свою социально-экономическую политику. Игнорировать профсоюзы значит минировать социальное поле и ждать общественных взрывов. И та невостребованность профсоюзной деятельности, которая сейчас наблюдается, говорит не об их кризисе или бесполезности, а прежде всего о несформировавшихся рыночных структурах, в которые должны органично войти профсоюзы.
236
Поэтому очевидно, что сводить роль профсоюзов в обществе лишь к роли субъекта в управлении рынком труда явно недостаточно. Мировой я отечественный опыт тому подтверждение.
В Швеции, например, еще в 1976 г. У.Пальме в дебатах перед выборами заявил, что не вопросы собственности, а проблемы соучастия в управлении производством должны занять центральное место в реформах сферы экономики. Здесь принято более 10 законов, касающихся профсоюзов, в том числе закон о соучастии в управлении производством. который расширяет права представителей трудящихся получать информацию о производственной и коммерческой деятельности предприятий и др., а также относит к системе коллективного договора вопросы организации труда и производства в целом, его направления, сокращения. инвестиции, — то, чего нет в Законе РФ “О коллективных договорах и соглашениях”. В 1979 г. в этой роли суд по трудовым конфликтам вынес решение об обязательном согласовании с профсоюзами при назначении на должность непосредственного руководителя работ. В Швеции приняты законы о доверенных лицах, о соучастии в управлении производством служащих общественного сектора, о представительстве трудящихся в правлениях акционерного общества и другие.
В России после принятия в 1996 г. Закона о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности профсоюзная деятельность также получила необходимое правовое обеспечение, включая и гарантии.
Ну, а если стороны не договорились, или договорились, но одна из них нарушает договоренность? Тогда нужен арбитр. Таким арбитром выступает правительство, его участие в социальном партнерстве приводит к трипартизму (предприниматели, профсоюзы, правительство).
Основным объектом регулирования в социально-трудовых отношениях были и остаются вопросы оплаты труда. Но может быть, договорившись об условиях оплаты труда при заключении индивидуального договора (контракта) между работодателем и работником, можно было бы считать урегулированными трудовые отношения? Отечественная и мировая практика показывает, что этого недостаточно. Есть еще целый ряд других, общих вопросов для всех членов коллектива. Работодателю и работникам через профсоюз надо договориться по многим вопросам, касающимся всех работников, и взаимные обязательства внести в коллективный договор.
Такими вопросами являются:
во-первых, форма, система, размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
во-вторых, механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции;
в-третьих, занятость работников;
в-четвертых, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, а также отпусков;
в-пятых, меры по улучшению условий и охраны труда работников
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.