Анализ себестоимости полиграфической продукции (услуг) в МУ РИК «Заполярная правда»

Страницы работы

Содержание работы

2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ полиграфической продукции (услуг)   В МУ РИК «ЗАПОЛЯРНАЯ ПРАВДА»

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции являются:

·  Полная общеиздательская себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

·  Затраты на рубль товарной продукции;

·  Себестоимость отдельных видов изделий;

·  Отдельные статьи затрат.

При анализе в первую очередь необходимо удостовериться в правильности определения плановой себестоимости продукции. Удостоверившись, что плановая себестоимость определена правильно, фактическую себестоимость сравнивают с плановой себестоимостью.

Аналитическая работа при анализе себестоимости ведется по следующим основным направлениям:

1.  Производится факторный анализ общей суммы издержек на производство и на реализацию продукции.

2.  Производится анализ затрат на рубль товарной продукции (универсальный показатель).

3.  Производится анализ отдельных видов продукции в целом и по статьям затрат.


4.  Производится анализ прямых материальных затрат.

5.  Производится анализ прямых трудовых затрат.

6.  Производится анализ косвенных затрат (общепроизводственных).

7.  Полученные результаты обобщаются.

Анализ себестоимости полиграфической продукции производится путем сопоставления фактических затрат на производство и реализацию продукцию с плановой себестоимостью и данными прошлых лет. Влияние факторов первого порядка изучают с помощью факторной модели.

Даже при наличии экономии в целом, по отдельным калькуляционным статьям затрат могут быть перерасходы по сравнению с планом.

Поэтому в дальнейшем анализ производится по каждой калькуляционной статье затрат и уточняется, по каким из них имеется экономия или перерасход.

Такой анализ дает более глубокое представление о степени выполнения задания по снижению себестоимости продукции.

Чтобы выяснить причины отклонений, необходимо проанализировать затраты по каждому экономическому элементу себестоимости продукции.

2.1. Укрупненный анализ общепроизводственной себестоимости продукции (услуг) в МУ РИК «Заполярная правда»

Анализируя плановые и фактические данные по укрупненному расчету себестоимости продукции (услуг) за  2000 год и 2001 год методом сравнения (табл. 2.1.1.), можно увидеть следующее: в 2001 году превышение фактической себестоимости составляет 85 %. Значительное превышение фактической себестоимости в 2001 году может объясняться увеличением объема реализованной типографской продукции над запланированными,  а также непредусмотренным стремительным развитием деятельности рекламного еженедельника "ЗП-плюс".

Для объяснения причин роста себестоимости 2001 году проанализируем выполнение плана по элементам затрат. Наблюдается рост как прямых, так и накладных расходов. Затраты на оплату труда превысили плановые показатели всего на 449158 руб., или на 8 %, а материальные на 8662916 руб., т.е. на 85 %, оставшиеся также значительно выросли. Особенно  произошло увеличение амортизационных отчислений, так как в конце 2000 года было приобретено новое оборудование, для редакции. В частности произошла автоматизация вспомогательных процессов: изготовление оригинал-макетов, корректорских работ, а также работы журналистов.

В 2001 году затраты на оплату труда  по сравнению с 2000 годом снизились на 1%, не смотря на  увеличение штата на 19 человек. Это объясняется  дотациями бюджета, т.к. значительную часть заработной платы составили компенсационные выплаты, которые не относятся на себестоимость продукции.

Сравнивая удельный вес отдельных элементов затрат 2000 и  2001 годов (табл.2.1.2.), отметим изменение удельного веса некоторых из них: в 2000 году значительную часть от фактической себестоимости составляли затраты на оплату труда – 49,17 %, тогда как  в 2001 году наблюдается значительный рост материальных затрат в виду начала деятельности рекламного еженедельника «ЗП-плюс» и увеличения объемов типографской продукции, а также прекращением дотаций местного бюджета на бумагу для газеты «Заполярная правда». 

2.2. Анализ общепроизводственной себестоимости продукции (услуг) в МУ РИК «Заполярная правда» отдельно по статьям затрат

Общая тенденция роста общепроизводственной фактической себестоимости над плановыми показателями в 2000 году составила 31 %, в 2001 году – 51 % (табл.2.2.1., 2.2.2.). 

В 2000 году появляется новая незапланированная расходная статья – доставка газет, и в 2001 году ее удельный вес составил 7,42 %.

Рассматривая себестоимость более детально по статьям затрат, видим, что в 2000 году значительную долю от общепроизводственной себестоимости продукции (услуг) в МУ РИК «Заполярная правда» составили затраты на оплату труда – 47,29 %, т.к. все выплаты по этой статье поступали только из фонда предприятия. В 2001 году (табл.2.2.3.) наблюдается снижение удельного веса этих затрат – 28,21 %, но надо отметить, что и в этом году эта статья занимает значительную долю от себестоимости продукции, что показывает на высокую трудоемкость полиграфической продукции. Однако увеличивается значимость затрат на основное сырье - бумагу, соответственно и транспортных расходов, т.к. местного целлюлозного комбината не наблюдается, а цены на грузоперевозки, в частности самолетом, резко возросли.

Происходит рост почтово-телеграфных расходов с 136 218 руб. в 2000 году до 276 488 руб.  – в 2001 году: наблюдается развитие сотрудничества с иногородними фирмами, в частности  выход на рынок типографских услуг и рекламы. В связи с этим произошло увеличение затрат на командировки  почти в 4 раза, а также информационных услуг на 20000 руб., хотя их доля от общих затрат составила 0,43 %.

2.3. Себестоимость продукции (услуг) отдельно по подразделениям  МУ РИК «Заполярная правда»

 МУ РИК «Заполярная правда» делится на три СЗХ: издательская деятельность (общественно-политическая газета «Заполярная правда») и издательская продукция (продукция типографии), а также неиздательская продукция (рекламный еженедельник «ЗП-ПЛЮС». Рассмотрим себестоимость отдельно на каждом из этих подразделений.

Анализируя данные, видим, что затраты на типографскую продукцию (услуги) (табл.2.3.1.) в 2001 году по сравнению с 2000 годом увеличились на 27 %, а по редакции газеты «Заполярная правда» (табл.2.3.2.) – на 14 %. При этом рост объема реализованной продукции вырос только в типографии, а в редакции, к сожалению, наоборот.

В связи с расширением штата, в частности журналистов, увеличение затрат  на оплату труда происходит только в редакции – на 16 % (табл.2.3.4.), в то время как в типографии в 2001 году наблюдается отклонение этих затрат в отрицательную сторону на 32 % (табл. 2.3.3.). Однако материальные затраты на типографскую продукцию значительно возрастают по сравнению с 2000 годом – на 64 %, что говорит о материалоемком процессе.

В типографии  в 2001 году снижается доля затрат на оплату труда (табл.2.3.5.) с 34,95 % до 19.15 %, в то время как в редакции эта статья расходов является более значительной – 37,59 % (табл. 2.3.6.).

Увеличивается доля коммунальных платежей, причиной которых является значительное поднятие цен на эти услуги.

2.4. Отдельные статьи затрат

Анализируя удельный вес элементов прямых затрат, видим, что в целом по общепроизводственной себестоимости МУ РИК «Заполярная правда» в 2001 году материальные затраты изменили свою роль в сторону увеличения и составили 64,92 % от прямых затрат, тогда как затраты на оплату труда снизились до 35,08 % (табл. 2.4.1.).

Из расчетов видим, что и в сравнении с плановыми показателями 2000 года наблюдается уменьшение материалоотдачи на 207 % и увеличение материалоемкости на 67 % (табл.2.4.2.), что является отрицательным моментом в деятельности предприятия. Это говорит о неэффективном использовании материальных ресурсов.

Рассматривая по отдельным видам работ, удельный вес этих статей разнообразен: в 2001 году в типографии материальные затраты увеличились по сравнению с 2000 годом до 73,57 % - почти в два раза (табл. 2.4.3.), а в рекламном еженедельнике "ЗП-плюс" составили 67,86 %, что на 35,72 % больше удельного веса затрат на оплату труда (табл.2.4.5.).

В редакции (табл.2.4.4.) затраты на материалы уменьшились незначительно – на 3,59 %, тогда как на оплату труда возросли. Все это произошло из-за увеличения штата журналистов, хотя объемы выпуска газеты «Заполярная правда» были снижены из-за снижения на нее спроса читателей, и нормы-строки не выполняются. Следовательно, будет целесообразно или увеличить  тираж газеты, или сократить штат корреспондентов, что более выполнимо.

2.5. Показатели финансово-хозяйственной деятельности МУ РИК «Заполярная правда»

По данным производственных показателей выходит, что в 2000 году удачнее работала типография, выпустив учетных единиц на 56 % больше, чем было запланировано (табл.2.4.3., 2.4.4., 2.4.5.), доля дохода от общего объема реализованной продукции составила 68 %. В то же время, спрос на газетную продукцию увеличился всего на 7 %, а удельный вес равнялся 32 %, хотя; по сравнению с плановыми показателями редакция сработала эффективнее на 64%.  

Взяв предприятие в целом в 2001 году (табл.2.4.1, 2.4.2.), видим, что выручка от реализации продукции выросла как по плану – на 53 %, так и по сравнению с предыдущим годом на 41 %. Однако по этим данным мы не можем судить об увеличении эффективности предприятия, так как рост прибыли может быть связан с инфляцией и ростом цен на полиграфическую продукцию.

С 07 января 2001 года в МУ РИК «Заполярная правда» появляется новый вид деятельности – рекламный еженедельник «ЗП-плюс», развитие которого стремительно росло и доля доходов от общепроизводственных  составила 32 %, что на 1,7 млн. руб. больше, чем реализация газеты «ЗП». Типография опять же перевыполнила план на 40 %, принеся МУ РИК «Заполярная правда» 45 % прибыли.

Отметим также, что затраты на производство продукции (услуг) (табл.2.4.6.) в 2001 году составили почти 96 % от выручки от реализации продукции, что на 4 % меньше планового показателя. Рентабельность продукции выросла на 75 %, а затраты на 1 рубль продукции снизились на 324 %. В свою очередь в 2000 году затраты составляли 99% от реализации.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
47 Kb
Скачали:
0