В этом разделе мы опишем методы анализа деятельности, которые мы применили в работе.
Существуют различные методы анализа деятельности организации.
Для того, чтобы получить наиболее объективные результаты мы применили наиболее точные количественные и качественные методы исследования: метод «Фотография рабочего дня», метод «Структурированное интервью», метод семантического анализа открытых суждений и интент-анализ.
Фотография рабочего дня.
Для того, чтобы определить специфические задачи деятельности фирмы "Автотехника" и в дальнейшем провести спецификацию и выделить подразделения, проанализировать приоритеты деятельности, оценить затраты времени на выполнение различных функций в организации, мы использовали метод «Фотография рабочего дня». Он заключается в том, что мы фиксируем все задачи и их цели (то есть то, на что направлено решение этих задач) в течение длительного промежутка рабочего времени в разные рабочие часы и дни. В нашем случае в течение 8 часов.
Мы проводили исследование в течение месяца, наше исследование включало разные дни и разное время рабочего дня («утро», «день», «вечер»). Временные интервалы составляли от 1,0 до 2 часов. В целом, метод «Фотография рабочего дня» занял 8 часов рабочего времени на каждого сотрудника, что составило в сумме около 56 часов.
Таким образом, мы получили полный список задач и целей деятельности, выяснили, сколько времени тратится на их решение. Мы зафиксировали самые частотные задачи деятельности, те, которые чаще всего встречаются в реальной деятельности сотрудников организации.
Затем мы проанализировали полный перечень задач деятельности и провели их целевую классификацию. В результате получили перечень функций, которые составляют деятельность фирмы в настоящий момент.
Структурированное интервью.
Метод «Структурированное интервью» предназначен для выяснения списка задач, которые обязательно присутствуют в деятельности сотрудников. Метод представляет собой специально разработанный и структурированный перечень вопросов, направленный на прояснение задач, которые выполняют отделы и должностные лица. Для определения веса каждой задачи в перечне мы предлагали сотрудникам организации проранжировать задачи по значимости и по частоте их появления в деятельности, пользуясь 100-бальной шкалой. Вес каждой задачи был определен путем перемножения оценок задач по частоте и значимости. Затем мы использовали поправочный коэффициент (приведение баллов к равновесной шкале) и перевели данные в проценты.
После, мы проанализировали то, каким образом ориентация сотрудников организации в целях (данные метода «Структурированное интервью») действительно включена в их ежедневную работу (данные метода «Фотография рабочего дня»).
Также с помощью этого метода мы получили информацию о прогнозировании аварийных ситуаций сотрудниками организации и способах выхода из них (виды противоаварийных мероприятий).
Метод семантического анализа открытых суждений.
Для диагностики организационной культуры, выявления структуры ценностей и их иерархии мы использовали метод семантического анализ открытых суждений.
Он был проведен с помощью процедуры лингвистического интервьюирования. Эта процедура заключается в том, что респондентам (опрашиваемым) задается открытый вопрос, направленный на прояснение значения определенного понятия, затем выявляются и суммируются одинаковые ответы. После обобщаются близкие по содержанию ответы с целью привести их к общему знаменателю, формулируются семантические признаки (семы). В нашем случае, мы проясняли смысл таких понятий, как "идеальная организация" и "идеальный персонал", "реальная организация" и "реальный персонал".
Полученные в результате признаки отражают общие для сотрудников установки, правила поведения, ценности и нормы.
Метод интент-анализа.
Мы использовали метод интент-анализа для анализа ценностей работы персонала, чтобы выяснить. что значит для него работа и тот результат, который он стремится получать от работы в данных конкретных условиях.
Процедура интент-анализа состояла из следующих этапов:
- сотрудникам необходимо было ответить на вопрос: «Что такое идеальная организация, в которой Вы хотели бы работать?»
- затем были выделены основные интенции в ответах;
- интенции были разделены по трем направлениям: на организацию, персонал и самого субъекта.
Для выделения конкретных интенций мы взяли определения 10 типов мотивационных целей и отдельных ценностей, которые они представляют (согласно Surkiss).
· ВЛАСТЬ (Социальный статус или престиж, контроль или преобладание над людьми и ресурсами (Социальная власть, Полномочие, Богатство).)
· ДОСТИЖЕНИЕ (Персональный успех через демонстрацию компетентностисогласно социальным стандартам (Успешный, Способный, Честолюбивый, Влиятельный)).
· ГЕДОНИЗМ (Удовольствие и чувственное вознаграждение для себя (Удовольствие, Наслаждение Жизнью).)
· ВОСХИЩЕНИЕ (Волнение, новизна и вызов в жизни (Смелая, Разнообразная Жизнь, Восхитительная Жизнь).)
· САМОНАПРАВЛЕНИЕ (Независимая мысль, выбор действия, творчество, исследование (Творческий потенциал, Свобода, Независимость, Любопытство, Выбор собственных Целей)
· УНИВЕРСАЛИЗМ (Понимание, оценка, терпимость и защита благосостояния всех людей и природы (Широкий кругозор, Мудрость, Социальное Правосудие, Равенство, Мир в Мире, Мир красоты, Единство с природой, Защита Окружающей среды).)
· БЛАГОСКЛОННОСТЬ (Сохранение и повышение благосостояния людей, с которыми вы находитесь в частом персональном контакте (Полезный, Честный, Прощающий, Лояльный, Ответственный)).
· ТРАДИЦИЯ (Уважение, обязательство и принятие обычаев и идей, которые традиционны для культуры или религии (Скромный, Несущий свой крест, Набожный. Уважение к Традиции, Уравновешенный)).
· ПОДЧИНЕНИЕ (Ограничение действий, склонностей и импульсов, которые могут расстроить или навредить другим, и нарушить социальные ожидания или нормы (Вежливость, Послушная, Самодисциплина, Уважение Родителей и старших))
· БЕЗОПАСНОСТЬ (Безопасность, гармония и стабильность общества, отношений, и себя (Безопасность семьи, Национальная безопасность, Социальный порядок).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.