Конструкция и принцип работы колонкового перфоратора ПК-60. Конструкция и принцип работы рунного перфоратора ПТ-48, страница 3

У перфоратора ПТ-48 водяная трубка 27 находится внутри воздушной трубки 28. Закрепление и уплотнение этих трубок в задней головке перфоратора производится при помощи высту­пающей части коллектора 25 и резинового уплотняющего кольца 29. Усилием стяжных болтов 54 (см. планшет № 2) кольцо 29 сжимается, и буртик водяной трубки прижимается к выточке задней головки, а буртик воздушной трубки - к выточке кол­лектора, таким образом создавая необходимое уплотнение между буртиками трубок.

Телескоп. Телескопное устройство (планшет №2) состоит из цилиндра 50 (труба диаметром 100 мм), к верхней части которого приварен фланец 53, а к нижней части - втулка 51. При помощи фланца и стяжных болтов 54 телескоп присоединяется к задней головке перфоратора.

Внутри цилиндра находится шток телескопа, состоящий из трубы 49 с приваренными к ней головкой 48 и пятой 52. На голов­ку штока надевается поршень, состоящий из двух кожаных манжетов 47, двух направляющих колец 46 и двух промежуточных колец 45. Поршень закрепляется гайкой 42 и шпилькой 44. Чтобы удержать шток в верхнем (сжатом) положении, на гайку надевают пружинящий замок 43, который



пружинящий замок 43, который входит в выточку задней головки и запирает шток.


Рисунок 2.3 Во до подводящее устройство перфоратора Пт-48

Работа механизмов перфоратора

Перфоратор ПТ-48 имеет ударный механизм, поворотный ме­ханизм и механизм подачи (телескоп).

Ударный механизм. В момент начала рабочего хода клапан и поршень занимают крайнее заднее положение (рисунок 2-4). Сжатый воздух из сети поступает в пусковой кран, затем по каналам и отверстиям 3 идет в кольцевое пространство 4 кла­панной коробки 5, оттуда по кольцевым зазорам поступает в заднюю полость цилиндра 6 и, действуя на поршень 7, толкает его вперед. Воздух из передней полости цилиндра через выхлопные от­верстия 8 вытесняется в атмосферу.

Совершая рабочий ход, поршень в некоторый момент вре­мени перекрывает выхлопные отверстия 8 и воздух, находящий­ся в передней полости цилиндра, сжимается, вследствие чего дав­ление в каналах 9, 10 и кольцевом пространстве 11 клапанной коробки повышается. В момент, когда поршень задней кромкой открывает выхлопные отверстия 8, давление в задней полости ци­линдра резко падает. Клапан под действием более высокого дав­ления слева перебрасывается в правое положение. Поршень в этот момент наносит штоком удар по хвостовик}7 бура. На этом рабочий ход заканчивается.

В момент начала холостого хода клапан и поршень нахо­дятся в крайнем переднем положении. Сжатый воздух поступает в кольцевое пространство 4 клапанной коробки, затем по зазору

16


между задней торцевой площадкой клапана и корпусом клапан­ной коробки - в кольцевое пространство 11, откуда по каналам 10 и 9 - в переднюю полость цилиндра и давит на поршень справа налево. Поршень под действием сжатого воздуха совершает обратный ход.

Отработанный  воздух из  задней полости цилиндра через выхлопные отверстия 8 вытесняется поршнем в атмосферу.

Рисунок 2.4 Схема работы ударного механизма перфоратора Пт-48

17


В некоторый момент поршень при обратном ходе перекрывает задней кромкой выхлопные отверстия 8, и воздух, оставшийся в задней полости цилиндра, не имея выхода в атмосферу, сжима­ется: давление быстро возрастает - образуется воздушная подуш­ка. В следующий момент поршень открывает передней кромкой выхлопные отверстия 8, вследствие него давление в передней полости цилиндра, каналах 9 и 10 и кольцевом пространстве 11 клапанной коробки резко падает. Клапан под действием давления справа перебрасывается в левое положение, а поршень под действием противодавления воздушной подушки в это вре­мя останавливается. Затем цикл повторяется.

Во время обратного хода поршень при помощи поворотного механизма совершает свое поворотное движение. Работа пово­ротного механизма перфоратора ПТ-48 ничем не отличается от таковой в перфораторе ПП-63.

Механизм подачи. Когда ручка 32 впускного крана будет поставлена в рабочее положение, сжатый воздух по впускному каналу Л в задней головке (рисунок 2.5), поступая в выточку зад­ней головки перфоратора, своим давлением преодолеет усилие замка 43, начнет давить на поршень штока, и телескоп прийдет в движение.

Рисунок 2.5 Механизм подачи-перфоратора ПТ-48

Так как пята 52 телескопа упирается в почву забоя, то шток телескопа вместе с поршнем остается неподвижным, а цилиндр 50 будет выдвигаться. Во время движения втулка 51 цилиндра скользит по трубе штока 49, а внутренняя поверхность цилиндра - по манжетам 47. Всеемте с цилиндром телескопа будет перемещать­ся вперед и перфоратор с буром до тех пор, пока выпускные от­верстия М цилиндра не поднимутся выше верхнего манжета 47. После этого подача телескопа и перфоратора прекратится, так как воздух будет выходить из цилиндра наружу.

18


Для уменьшения подачи телескопа (обычно при забуривании) необходимо соединить цилиндр телескопа с наружным воздухом путем нажатия на кнопку 14 разгрузочного клапана (рисунок 2.1). Тогда сжатый воздух по выпускному каналу О (рисунок 2.2), П, Р, С, Т поступит в полость У корпуса рукоятки 10 (рисунок 2.1) и, пройдя камеру Ф в корпусе 13 разгрузочного клапана, канал Ц ру­коятки, будет выходить наружу.

Смазка перфоратора производится с помощью фильтр-масленки, которая закрепляется на самом перфораторе и присое­диняется к воздушному колену.

Разборка перфоратора Пт-48 аналогична разборке перфора­тора ПТТ-63.

Порядок выполнения работы. После ознакомления с теоре­тическими основами выполнения работы студенты в лабораторных условиях разбирают телескопный перфоратор, изучают его конст­рукцию, затем его собирают. По окончании работы студенты оформляют отчет в письменной форме с описанием конструктивных особенностей Пт-48 и зарисовкой отдельных узлов.

Литература: [ 1, с. 57 - 59]

19