Конструкция и принцип работы колонкового перфоратора ПК-60. Конструкция и принцип работы рунного перфоратора ПТ-48, страница 2

Чтобы уменьшить трение в момент проскальзывания зубьев ротора относительно зубьев статора, последние выполнены в виде вращающихся роликов.

Для облегчения развинчивания бурового става вращатель выполнен реверсивным. Направление вращения зависит от подвода воздуха к передней или задней полости вращателя.

Регулирование частоты вращения производится путем дросселирования сжатого воздуха.

Смазка перфоратора производится с помощью автомасленки, установленной на буровой установке.


29

РАЗБОРКА И СБОРКА ПЕРФОРАТОРА

Разборка перфоратора ПК-60 должна производиться в следующем порядке:

[.Отсоединить от перфоратора патрубки для подвода сжатого воздуха в ударный и вращательный механизмы.

2.Выкруппъ штуцер водяной промывки из крышки и извлечь водяную трубку.

3.Отсоединить ударный механизм от механизма вращения - отвинтить гайки, вывести стяжные болты.

4.Вынуть из цилиндра клапан, гнездо клапана, поршень.

5.В механизме вращения снять переднюю и заднюю крышки,

б.Вынуть шпиндель, ротор и ролики.

Сборка перфоратора производится в обратном порядке.


Лабораторная работа №2

Конструкция и принцип работы рунного перфоратора ПТ-48

Цель работы. Изучить конструкцию перфоратора ПТ-48 и получить навыки в управлении.

Теоретические основы выполнения работы. Перфоратор ПТ-48 является тяжелым ручным буровым молотком и предназна­чен для бурения восстающих шпуров в породах выше средней крепости и крепких

Перфоратором можно бурить шпуры и скважины диаметром до 85 мм на глубину до 15 метров.

Техническая характеристика перфоратора ПТ-48


Расход сжатого воздуха, м3/с

0,075

Расход воды, л/мин

5

Число ударов в минуту

до 2800

Диаметр поршня, мм

100

Ход поршня, мм

38

Масса поршня, кг

3,17

Работа удара, Дж-

80

Крутящий момент, н*м-

26

Мощность, Вт.

3680

Сечение и длина хвостовика буровой стали

круглое, 25х108

Масса, кг

48

Устройство перфоратора

Конструкция перфоратора показана на планшете №2.

Перфоратор ПТ-48 состоит из четырех основных частей (уз­лов): ствола, цилиндра, задней головки и телескопного устройства, соединенных между собой стяжными болтами 54 с колпачковыми гайками 55 (см. планшет №2).

По конструктивному устройству перфоратора ПТ-48 отлича­ется от перфоратора ПП-63 только отдельными деталями и уст­ройством для подвода воздуха и воды.

Ствол и цилиндр. В цилиндре 9, рабочая длина которого оп­ределена с передней стороны направляющей втулкой, а с задней -крышкой воздухораспределительной коробки 17, движется пор­шень 5. В головку поршня ввернута спиральная гайка 7, в спи­ральные шлицы которой заходит спиральный стержень 8, имеющий такие же спиральные шлицы. Продольными прямыми

12


шлицами, выфрезерованными на концах штока, поршень заходит в такие же шлицы поворотной буксы 2. На другом конце в пово­ротную буксу ввернута гранбукса 1, а внутри находится боек 3. Вместе с гранбуксой и бойком поворотная букса поворачивается внутри ствола 4.

В задней части цилиндра устанавливается воздухораспреде­лительная клапанная коробка и храповая букса. Устройство храповой буксы аналогично устройству храповой буксы перфора­тора ПТТ-63 (рисунок 1.1).

На левой и правой сторонах цилиндра имеются два выступа. В левом выступе располагается выхлопной канал с одиннадцатью отверстиями диаметром 9 мм для выпуска отработанного воздуха. В полости правого выступа закреплена рукоятка 10 перфоратора с расположенным внутри ее разгрузочным клапаном (планшет № 2).

Рукоятка служит для поддерживания перфоратора во время бурения, а разгрузочный клапан - для уменьшения усилия и скорости подачи перфоратора путем выпуска в атмосферу сжа­того воздуха из телескопа, то есть для разгрузки последнего.

Рисунок 2.1 Устройство разгрузочного клапана перфоратора Пт-48

Внутри корпуса рукоятки 10 просверлен продольный канал, в резьбовый конец которого ввернут корпус 13 клапана 11. Клапан представляет собой винт, головка которого опирается на

13


гнездо в корпусе 13, а стержень ввернут в кнопку 14. Под дей­ствием пружины 12 клапан постоянно прижат к своему гнезду.

Задняя головка» В задней головке перфоратора ПТ-48 размещен воздухоподводящее и водоподводящее устройства пер­форатора, а также крепление водяной и воздушной трубок 27 и 28 (планшет № 2).

Рисунок 2.2 Впускной кран перфоратора Пт-48

14


Воздухоподводящее устройство (см. рисунок 2.1) расположено со стороны разгрузочного клапана, а водоподводящее - с противоположной стороны. Основными деталями воздухоподводящего устройства являются воздушное колено 36 с ниппелем 35 и впуск пой кран 30 с ручкой 32, Ниппель служит для крепления колена к задней головке при помощи наружной резьбы и внутренней кони­ческой выточки. Кран имеет пустотелую коническую поверхность, рабочая наружная поверхность которой для лучшей плотности прилегания шлифуется, а затем притирается к соответст­вующей поверхности в полости задней головки. Внутрь кони­ческой части подводится сжатый воздух. Через большое продол­говатое отверстие А воздух может подаваться в воздухораспреде­лительную коробку, а через отверстие А] диаметром 3 мм и выточ­ку Аз - в телескопное устройство.

Коническая пружина 34 (рисунок 2.1) и давление сжатого воздуха прижимают конические поверхности впускного крана и колена, тем самым создавая надлежащую плотность. Ручкой 32 кран можно поворачивать в то или иное фиксированное положе­ние.

Конструкция водоподводящего устройства (рисунок 2.3) со­стоит из корпуса 37, ввинченного в заднюю головку перфора­тора, фильтра 38, уплотнительного резинового кольца 39 и водя­ного колена 41, закрепляемого гайкой- ниппелем 40.