Закономерности формирования религии как социального института. Основные этапы становления христианской церкви как социальной организации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Основные определения.

СОЦИОЛОГИЯ (от лат. societas - общество и греч logos - слово, учение;

буквально - учение об обществе.)

Наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.

Объектом социологии является вся совокупность свойств, связей и отношений, которая носит название социальное. Под социальным явлением или процессом понимаются все модели поведения людей, когда даже один индивид оказывается под воздействием другого индивида или общества в целом, независимо от того каков характер этого воздействия.

Религия (от лат religo - набожность, святыня, предмет культа.)

Мировоззрение   и мироощущение, а также соответственное поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного .

Новация (от лат novatio - обновление, изменение .)

что-либо новое , только что вошедшее в обиход , новшевство.

Традиция ( от лат traditio - передача)

Элементы социологии и культурного наследия , передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени .

В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи , обычаи .обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.

Закономерности формирования религии как социального института

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. Её главная функция состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные стороны его бытия и возвышать человека до чего-то абсолютного, неизменного, вечного. В обществе как социокулыурной   системе это проявляется в придании ценностям, идеалам, нормам и образцам поведения абсолютной ценности,   их   независимости   от   исторически   преходящих пространственно-временных координат человеческого бытия.

Абсолютную   непреходящую   ценность   религии   выявляют богословские религиозно-философские учения. Вместе с тем, религия -это общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов человечества. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиции социологии. Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные социологи. Существует целая отрасль социологического знания под названием "социология религии "

Существуют, в основном, две позиции определения наиболее важного признака религии.

Первая позиция представлена                        Вторую позицию представляет Марксистским религиоведением.                                            Э. Дюркгейм и его последователи

Здесь основным признаком ре-                  Они считают , что основу религии литии признается вера в сущест-                    составляет культовая система. вование сверхъестественного и наличие отношений с ним

Становление религии как социального   института будем рассматривать как процесс институционализации    религиозных культовых систем.

В первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни, а совершение культовых обрядов еще не выделялось в самостоятельный вид деятельности. Однако по мере усложнения общественной жизни начинают выделяться специалисты по проведению культовых действий:

колдуны, шаманы и т. д.

Следующий этап в процессе институционализации связан с зарождением системы общественной организации, при которой руководители общин, старейшины племён и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины. Как отмечает немецкий историк И.Г. Баховен, в Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом. Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий.

Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов, доказательства сверхъестественного происхождения власти правителей. Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - жреческие корпорации.

Жреческие корпорации - это не просто профессиональная корпорация людей

Похожие материалы

Информация о работе