Профессиональная деформация педагогов инклюзивного образования.
Аннотация: в работе обобщены научные представления проблемы профессиональной деформации, уточнено понятие «профессиональной деформации личности педагогов инклюзивного образования», выделены показатели профессиональной деформации личности учителей инклюзивного образования.
Ключевые слова: профессиональная деформация педагогов, инклюзивное образование, социальная адаптивность, эмоциональный комфорт, доминирование, склонность к установлению профессионально-личностных отношений.
Abstract: This paper summarizes the scientific understanding problems of professional deformation, clarified the concept of "professional deformation of individual teachers for inclusive education", highlighted indicators of professional deformation of individual teachers for inclusive education.
Keywords: professional deformation teachers, inclusive education, social adaptability, emotional comfort, domination, the propensity to establish professional and personal relationships.
Современный этап модернизации российского образования характеризуется, с одной стороны, повышением требований к учителю инклюзивного образования, а с другой стороны, тяжелыми социально-экономическими условиями труда и быта основной массы отечественных учителей. Это приводит к тому, что в наибольшей степени деформации подвержены учителя, чья профессиональная деятельность связана с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Модернизация российского образования привела к тому, что в каждой школе, в каждом классе появились дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться. Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современной школы и ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Как показывают исследования С. В. Алёхиной, М. Н. Алексеевой, Е. Л. Агафоновой и др., уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встают проблемы неготовности, несформированности профессиональных компетенций, наличия психологических барьеров и профессиональных стереотипов, возникновения профессиональной деформации педагогов инклюзивного образования при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональную деформацию как негативное влияние профессиональной деятельности на человека описывали в своих работах Б.Г. Ананьев, К. Бернар, Н.Е. Водопьянова, С.Г. Геллерштейн, Р.М. Грановская, Э. Ф. Зеер, У. Кеннон, Е.А. Климов, Л.Н. Корнеева, Н.В.Клюева, А. К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Б, Москвина, В.Н.Мясищев, с В.Е.Орел, Г. Селье, Е.С.Старченкова, Д.Г. Трунов; отрицательное влияние преподавательской деятельности на педагога отражено в трудах (Л.Ф. Вязниковой, Т.А. Жалагиной, Н.В. Кузьминой, С.П. Пронина). В последнее время много внимания уделяется изучению профессиональных деформаций медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов, гораздо меньше внимания уделяется профессиональным деформациям педагога инклюзивного образования, олигофренопедагога, психолога, логопеда. (Р.О. Агавелян).
Цель диссертационного исследования - выявление особенностей проявления профессиональной деформации личности педагогов инклюзивного образования с разным стажем профессиональной деятельности.
Мы предполагаем, что основными проявлениями профессиональной деформации личности педагогов инклюзивного образования с разным стажем профессиональной деятельности являются социальная адаптивность, эмоциональный комфорт, доминирование, склонность к установлению личностно-профессиональных отношений.
Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека.
В настоящее время существуют несколько подходов к изучению появления профессиональной деформации личности:
· концепции профессионального стресса (В.В.Бойко, В.А.Бодров, М.Буриш, Н.Е.Водопьянова, А.Б.Леонова, К.Маслач, Е.С.Старченкова, А.Широм и др.) подчеркивает роль чрезмерного и хронического напряжения в возникновении профессиональной деформации личности. Главным источником стресса, приводящего к профессиональной деформации личности, выступает несоответствие между профессионально-организационными требованиями и личностными ресурсами работника.
· социально-психологическая теория ролей, разные варианты деятельностного подхода (С.П.Безносов, Р.М.Грановская, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, А.Л.Свенцицкий и др.) развивает другую точку зрения – основной механизм профессиональной деформации состоит в отождествлении человеком своего «я» с профессиональной ролью. Профессиональная роль, влияет на сущность деятельности, что приводит к формированию заведомо ограниченного взгляда на мир.
· личностно-деятельностный, экзистенциальный и гуманистический подходы (А.К.Маркова, Н.Б.Москвина, Л.М.Митина, С.В.Кривцова, К.Роджерс, Дж.Холт и др.) полагают, что деструктивную, либо продуктивную реализацию в труде обуславливает жизненная и профессиональная позиция – результат выбора личности. Отдельные профессионально значимые качества с годами трансформируются в профессионально нежелательные. Результатом этого является образование профессиональных деформаций.
· психоаналитическое научное направление (А.Фрейд, А.Адлер, Н.А.Аминов, Л.Н.Собчик, Л.Сонди и др.) указывает, что выбор позиции личности прослеживается вплоть до генетически заложенных особенностей психофизической организации индивида. Все в жизни личности имеет свою причину, каждое событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Человеку присущ врожденный «социальный интерес», если он не удовлетворен, то развиваются деформации личности.
Таким образом, мы считаем, что профессиональную деформацию личности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.