исследовав информационные процессы, невозможно эффективно управлять организацией. Для лидера информированность является одним из основных инструментов управления коллективом. Во время поданная информация способна сгладить множество острых моментов в коллективе.
Лидерские и управленческие способности связаны с приемами, с помощью которых они побуждают сотрудников к творческому выполнению возложенных на них обязанностей, и контролируют результаты их работы. Тем самым эти способности могут служить характеристикой качества деятельности руководителя и его заместителей, их умению обеспечить эффективное управление, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения.
Психологический климат – серьезная характеристика коллектива. От психологического климата во многом зависит состояние человека, его настроение. Для работников коммерческой структуры, где интенсивность труда очень высока - это особенно важно, ибо его настроение влияет на эффективность деятельности.
Таблица 11. Исследование свойства психологического климата по методике Л.Столяренков контрольной группе
№ |
Показатели |
Контрольная группа, % |
Экспериментальная группа, % |
1 |
Стремление к сохранению целостности группы |
30% |
30% |
2 |
Сплоченность (единство отношений) |
40% |
40% |
3 |
Контактность (личные взаимоотношения) |
60% |
65% |
4 |
Открытость |
30% |
35% |
5 |
Организованность |
70% |
70% |
6 |
Информированность |
50% |
60% |
Таблица. Исследование свойства психологического климата по методике Л.Столяренков экспериментальной группе до тренинга
Таблица 12. Результаты повторного исследования свойства психологического климата по методике Л.Столяренков контрольной и экспериментальной группе
№ |
Показатели |
Контрольная группа, % |
Экспериментальная группа, % |
1 |
Стремление к сохранению целостности группы |
30% |
60% |
2 |
Сплоченность (единство отношений) |
40% |
60% |
3 |
Контактность (личные взаимоотношения) |
60% |
65% |
4 |
Открытость |
30% |
55% |
5 |
Организованность |
70% |
90% |
6 |
Информированность |
50% |
80% |
Методика Р.С.Немов «Способность к лидерству»
Таблица 13. Результаты исследования способности к лидерству в контрольной и экспериментальной группе
Группы |
Выраженность способности к лидерству |
|||
Слабо –выраженная (25 баллов) |
Средне-выраженная (26-35баллов) |
Сильно-выраженная 36-40 баллов |
Ярко выраженная больше 40 баллов |
|
Контрольная |
35% |
45% |
10% |
10% |
Экспериментальная |
40% |
50% |
15% |
5% |
Анализ результатов способности к лидерству в двух группах показал, как в контрольной так и в экспериментальной группе средне-выраженную способность к лидерству. По показателям в целом обе группы имеют приблизительно одинаковые результаты.
Таблица 14. Таблица. Результаты повторного исследования способности к лидерству в контрольной и экспериментальной группе (после тренинга)
Группы |
Выраженность способности к лидерству |
|||
Слабо –выраженная (25 баллов) |
Средне-выраженная (26-35баллов) |
Сильно-выраженная 36-40 баллов |
Ярко выраженная больше 40 баллов |
|
Контрольная |
35% |
45% |
10% |
10% |
Экспериментальная(после тренинга) |
10 % |
50% |
30% |
10% |
После повторного исследования, а также проведенного тренинга в экспериментальной группе результаты несколько изменились. Слабо-выраженные способности в экспериментальной группе снизились на 30%, средне-выраженные способности к лидерству остались без изменений, сильно-выраженные способности к лидерству увеличились на 15 %, ярко выраженные увеличились на 5%. Таким образом, мы видим, что тренинговые занятие способствовали развитию лидерских качеств в экспериментальной группе. В контрольной группе результаты остались без изменений.
Результаты исследования эффективности по методике Р.С. Немова «Эффективность лидерства» показаны в таблице 15.
Таблица 15. Результаты эффективности лидерства в контрольной и экспериментальной группе
Группы |
Уровни эффективности |
||
Высокоэффективный (30-40 баллов) |
Среднеэффективный (11-29 баллов) |
Малоэффективн. (меньше 10 баллов) |
|
Контрольная |
15% |
65% |
20% |
Экспериментальная |
15% |
50% |
35% |
Анализ эффективности лидерства показал уровни развития способности вести за собой, руководить или управлять группой, умение направлять поведение других людей с целью достижения общих целей. Из таблицы мы видим, что при первичном исследовании группы не сильно отличаются между собой по результатам.
Таблица 16. Результаты повторного исследования эффективности лидерства в контрольной и экспериментальной группе
Группы |
Уровни эффективности |
||
Высокоэффективный (30-40 баллов) |
Среднеэффективный (11-29 баллов) |
Малоэффективный (меньше 10 баллов) |
|
Контрольная |
15% |
65% |
20% |
Экспериментальная (после тренинга) |
30% |
65% |
20% |
После повторного исследования уровень эффективности лидерства изменился в экспериментальной группе. Так, высокоэффективный уровень достиг 30%, среднеэффективный уровень в экспериментальной группе сравнялся со среднеэффективным уровнем в контрольной группе и достиг 65%, малоэффективный уровень в обеих группах остался на прежнем уровне.
Таким образом, проведя первичное и повторное исследование уровня эффективности лидерства, мы видим различия в контрольной и экспериментальной группе, достигнутые посредством тренинга.
Мы провели исследование по методике П. Хэрси и Х. Бланшард «Какой вы руководитель?»
В результате исследования мы рассмотрели три стиля руководства.
- директивный (Д) (командно-административный, авторитарный), при котором руководитель привержен единоначалию, подчинению людей своей воле, не терпит возражений, не прислушивается к мнению других;
- коллегиальный (К) (демократический) — руководитель предоставляет подчиненным самостоятельность, доверяет им, решения принимает на основе совета с коллективом;
попустительский (П) (либеральный, невмешивающийся) — руководитель такого стиля практически не управляет коллективом, безответствен, обязанности не распределяет, не проявляет организаторских способностей, все «плывет по течению».
Полученные результаты свели в таблицу.
Таблица 17. Результаты исследования стиля руководителя
Группы |
Стиль руководства |
||
Директивный |
Коллегиальный |
Попустительский |
|
Контрольная |
50% |
30% |
20% |
Экспериментальная (после тренинга) |
60% |
20% |
20% |
Из таблицы мы видим, что чаще всего в управлении используется
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.