Развитие лидерских качеств у руководителей коммерческих структур

Страницы работы

Фрагмент текста работы

исследовав информационные процессы, невозможно эффективно управлять организацией. Для лидера информированность является одним из основных инструментов управления коллективом. Во время поданная информация способна сгладить множество острых моментов в коллективе.

Лидерские и управленческие способности связаны с приемами, с помощью которых они побуждают сотрудников к творческому выполнению возложенных на них обязанностей, и контролируют результаты их работы. Тем самым эти способности могут служить характеристикой качества деятельности руководителя и его заместителей, их умению обеспечить эффективное управление, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения.

Психологический климат – серьезная характеристика коллектива. От психологического климата во многом зависит состояние человека, его настроение. Для работников коммерческой структуры, где интенсивность труда очень высока - это особенно важно, ибо его настроение влияет на эффективность деятельности.

Таблица 11. Исследование свойства психологического климата по методике Л.Столяренков контрольной группе

Показатели

Контрольная группа, %

Экспериментальная группа, %

1

Стремление к сохранению целостности группы

30%

30%

2

Сплоченность (единство отношений)

40%

40%

3

Контактность (личные взаимоотношения)

60%

65%

4

Открытость

30%

35%

5

Организованность

70%

70%

6

Информированность

50%

60%

Таблица. Исследование свойства психологического климата по методике Л.Столяренков экспериментальной группе до тренинга

Таблица 12. Результаты повторного исследования свойства психологического климата по методике Л.Столяренков контрольной и экспериментальной группе

Показатели

Контрольная группа, %

Экспериментальная группа, %

1

Стремление к сохранению целостности группы

30%

60%

2

Сплоченность (единство отношений)

40%

60%

3

Контактность (личные взаимоотношения)

60%

65%

4

Открытость

30%

55%

5

Организованность

70%

90%

6

Информированность

50%

80%

Методика Р.С.Немов «Способность к лидерству»

Таблица 13. Результаты исследования способности к лидерству в контрольной и экспериментальной группе

Группы

Выраженность способности к лидерству

Слабо –выраженная

(25 баллов)

Средне-выраженная

(26-35баллов)

Сильно-выраженная

36-40 баллов

Ярко выраженная больше 40 баллов

Контрольная

35%

45%

10%

10%

Экспериментальная

40%

50%

15%

5%

Анализ результатов способности к лидерству в двух группах показал, как  в контрольной так и в экспериментальной группе  средне-выраженную способность к лидерству.  По показателям в целом обе группы имеют приблизительно одинаковые результаты.

Таблица 14. Таблица. Результаты повторного исследования способности к лидерству в контрольной и экспериментальной группе (после тренинга)

Группы

Выраженность способности к лидерству

Слабо –выраженная

(25 баллов)

Средне-выраженная

(26-35баллов)

Сильно-выраженная

36-40 баллов

Ярко выраженная больше 40 баллов

Контрольная

35%

45%

10%

10%

Экспериментальная(после тренинга)

10 %

50%

30%

10%

После повторного исследования, а также проведенного тренинга в экспериментальной группе результаты несколько изменились. Слабо-выраженные способности в экспериментальной группе снизились на 30%, средне-выраженные способности к лидерству остались без изменений, сильно-выраженные способности к лидерству увеличились на 15 %, ярко выраженные увеличились на 5%. Таким образом, мы видим, что тренинговые занятие способствовали развитию лидерских качеств в экспериментальной группе. В контрольной группе результаты остались без изменений.

Результаты исследования эффективности по методике Р.С. Немова «Эффективность лидерства» показаны в таблице 15.

Таблица 15. Результаты эффективности лидерства в контрольной и экспериментальной группе

Группы

Уровни эффективности

Высокоэффективный

(30-40 баллов)

Среднеэффективный

(11-29 баллов)

Малоэффективн.

(меньше 10 баллов)

Контрольная

15%

65%

20%

Экспериментальная

15%

50%

35%

Анализ эффективности лидерства показал уровни развития  способности вести за собой, руководить или управлять группой, умение направлять поведение других людей с целью достижения общих целей. Из таблицы мы видим, что при первичном исследовании группы не сильно отличаются между собой по результатам.

Таблица 16. Результаты повторного исследования эффективности лидерства в контрольной и экспериментальной группе

Группы

Уровни эффективности

Высокоэффективный

(30-40 баллов)

Среднеэффективный

(11-29 баллов)

Малоэффективный

(меньше 10 баллов)

Контрольная

15%

65%

20%

Экспериментальная (после тренинга)

30%

65%

20%

После повторного исследования уровень эффективности лидерства изменился в экспериментальной группе. Так, высокоэффективный уровень достиг 30%, среднеэффективный уровень в экспериментальной группе сравнялся со среднеэффективным уровнем в контрольной группе и достиг 65%, малоэффективный уровень в обеих группах остался на прежнем уровне.

Таким образом, проведя первичное и повторное исследование уровня  эффективности лидерства,  мы видим различия в контрольной и экспериментальной группе, достигнутые посредством тренинга. 

Мы провели исследование по методике П. Хэрси и Х. Бланшард «Какой вы руководитель?»

В результате исследования мы рассмотрели три стиля руководства.

- директивный (Д) (командно-административный, авторитарный), при котором руководитель привержен единоначалию, подчинению людей своей воле, не терпит возражений, не прислушивается к мнению других;

- коллегиальный (К) (демократический) — руководитель предоставляет подчиненным самостоятельность, доверяет им, решения принимает на основе совета с коллективом;

попустительский (П) (либеральный, невмешивающийся) — руководитель такого стиля практически не управляет коллективом, безответствен, обязанности не распределяет, не проявляет организаторских способностей, все «плывет по течению».

Полученные результаты свели в таблицу.

Таблица 17. Результаты исследования стиля руководителя

Группы

Стиль руководства

Директивный

Коллегиальный

Попустительский

Контрольная

50%

30%

20%

Экспериментальная (после тренинга)

60%

20%

20%

Из таблицы мы видим, что чаще всего в управлении используется

Похожие материалы

Информация о работе