Развитие лидерских качеств у руководителей коммерческих структур

Страницы работы

202 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

исследовав информационные процессы, невозможно эффективно управлять организацией. Для лидера информированность является одним из основных инструментов управления коллективом. Во время поданная информация способна сгладить множество острых моментов в коллективе.

Лидерские и управленческие способности связаны с приемами, с помощью которых они побуждают сотрудников к творческому выполнению возложенных на них обязанностей, и контролируют результаты их работы. Тем самым эти способности могут служить характеристикой качества деятельности руководителя и его заместителей, их умению обеспечить эффективное управление, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения.

Психологический климат – серьезная характеристика коллектива. От психологического климата во многом зависит состояние человека, его настроение. Для работников коммерческой структуры, где интенсивность труда очень высока - это особенно важно, ибо его настроение влияет на эффективность деятельности.

Таблица 11. Исследование свойства психологического климата по методике Л.Столяренков контрольной группе

Показатели

Контрольная группа, %

Экспериментальная группа, %

1

Стремление к сохранению целостности группы

30%

30%

2

Сплоченность (единство отношений)

40%

40%

3

Контактность (личные взаимоотношения)

60%

65%

4

Открытость

30%

35%

5

Организованность

70%

70%

6

Информированность

50%

60%

Таблица. Исследование свойства психологического климата по методике Л.Столяренков экспериментальной группе до тренинга

Таблица 12. Результаты повторного исследования свойства психологического климата по методике Л.Столяренков контрольной и экспериментальной группе

Показатели

Контрольная группа, %

Экспериментальная группа, %

1

Стремление к сохранению целостности группы

30%

60%

2

Сплоченность (единство отношений)

40%

60%

3

Контактность (личные взаимоотношения)

60%

65%

4

Открытость

30%

55%

5

Организованность

70%

90%

6

Информированность

50%

80%

Методика Р.С.Немов «Способность к лидерству»

Таблица 13. Результаты исследования способности к лидерству в контрольной и экспериментальной группе

Группы

Выраженность способности к лидерству

Слабо –выраженная

(25 баллов)

Средне-выраженная

(26-35баллов)

Сильно-выраженная

36-40 баллов

Ярко выраженная больше 40 баллов

Контрольная

35%

45%

10%

10%

Экспериментальная

40%

50%

15%

5%

Анализ результатов способности к лидерству в двух группах показал, как  в контрольной так и в экспериментальной группе  средне-выраженную способность к лидерству.  По показателям в целом обе группы имеют приблизительно одинаковые результаты.

Таблица 14. Таблица. Результаты повторного исследования способности к лидерству в контрольной и экспериментальной группе (после тренинга)

Группы

Выраженность способности к лидерству

Слабо –выраженная

(25 баллов)

Средне-выраженная

(26-35баллов)

Сильно-выраженная

36-40 баллов

Ярко выраженная больше 40 баллов

Контрольная

35%

45%

10%

10%

Экспериментальная(после тренинга)

10 %

50%

30%

10%

После повторного исследования, а также проведенного тренинга в экспериментальной группе результаты несколько изменились. Слабо-выраженные способности в экспериментальной группе снизились на 30%, средне-выраженные способности к лидерству остались без изменений, сильно-выраженные способности к лидерству увеличились на 15 %, ярко выраженные увеличились на 5%. Таким образом, мы видим, что тренинговые занятие способствовали развитию лидерских качеств в экспериментальной группе. В контрольной группе результаты остались без изменений.

Результаты исследования эффективности по методике Р.С. Немова «Эффективность лидерства» показаны в таблице 15.

Таблица 15. Результаты эффективности лидерства в контрольной и экспериментальной группе

Группы

Уровни эффективности

Высокоэффективный

(30-40 баллов)

Среднеэффективный

(11-29 баллов)

Малоэффективн.

(меньше 10 баллов)

Контрольная

15%

65%

20%

Экспериментальная

15%

50%

35%

Анализ эффективности лидерства показал уровни развития  способности вести за собой, руководить или управлять группой, умение направлять поведение других людей с целью достижения общих целей. Из таблицы мы видим, что при первичном исследовании группы не сильно отличаются между собой по результатам.

Таблица 16. Результаты повторного исследования эффективности лидерства в контрольной и экспериментальной группе

Группы

Уровни эффективности

Высокоэффективный

(30-40 баллов)

Среднеэффективный

(11-29 баллов)

Малоэффективный

(меньше 10 баллов)

Контрольная

15%

65%

20%

Экспериментальная (после тренинга)

30%

65%

20%

После повторного исследования уровень эффективности лидерства изменился в экспериментальной группе. Так, высокоэффективный уровень достиг 30%, среднеэффективный уровень в экспериментальной группе сравнялся со среднеэффективным уровнем в контрольной группе и достиг 65%, малоэффективный уровень в обеих группах остался на прежнем уровне.

Таким образом, проведя первичное и повторное исследование уровня  эффективности лидерства,  мы видим различия в контрольной и экспериментальной группе, достигнутые посредством тренинга. 

Мы провели исследование по методике П. Хэрси и Х. Бланшард «Какой вы руководитель?»

В результате исследования мы рассмотрели три стиля руководства.

- директивный (Д) (командно-административный, авторитарный), при котором руководитель привержен единоначалию, подчинению людей своей воле, не терпит возражений, не прислушивается к мнению других;

- коллегиальный (К) (демократический) — руководитель предоставляет подчиненным самостоятельность, доверяет им, решения принимает на основе совета с коллективом;

попустительский (П) (либеральный, невмешивающийся) — руководитель такого стиля практически не управляет коллективом, безответствен, обязанности не распределяет, не проявляет организаторских способностей, все «плывет по течению».

Полученные результаты свели в таблицу.

Таблица 17. Результаты исследования стиля руководителя

Группы

Стиль руководства

Директивный

Коллегиальный

Попустительский

Контрольная

50%

30%

20%

Экспериментальная (после тренинга)

60%

20%

20%

Из таблицы мы видим, что чаще всего в управлении используется

Похожие материалы

Информация о работе