Исследование когнитивного компонента правового сознания студентов - будущих юристов
Research a cognitive component of legal consciousness of students - future lawyers
Аннотация: В статье представлены результаты исследования когнитивного компонента правосознания студентов – будущих юристов. Отмечается их недостаточная осведомленность в области понимания своих прав, низкий уровень владения знаниями фундаментальных принципов права и государства, правового положения личности в обществе, установленных конституцией прав и обязанностей человека и гражданина.
Ключевые слова: правовое сознание, юрист, когнитивный компонент правосознания.
Abstract: Results of research of a cognitive component of sense of justice of students – future lawyers are presented in article. The insufficient awareness in the field of understanding of the rights, low level of proficiency in knowledge of the fundamental principles of the right and the state, a legal status of the personality in society established by the constitution of the rights and duties of the person and citizen is noted them.
Keywords: legal consciousness, a lawyer, the cognitive component of justice.
Изучение правосознания и его формирование у будущих юристов в высшей школе на современном этапе развития в России имеет актуальное значение.
Правосознание, в представлении Н.С. Соколова, есть совокупность взглядов, убеждений, оценок, настроений и чувств людей к праву и государственно-правовым явлениям [Соколов, 2008, с. 36].
На основе исследований (С.С. Алексеев, А.В. Домнина, Н.С. Соколов) под правосознанием будущих юристов мы понимаем динамическое личностное образование, обеспечивающее способность будущего юриста к ориентации и самоопределению в правовом пространстве на основе правовых знаний, умений и навыков; оценочных отношений к праву, правовых установок и ценностных ориентаций.
Наиболее значимым является исследование развития когнитивного компонента профессионального правосознания студентов-юристов в высших учебных заведениях, показателями которого в деятельности являются юридические знания и умения субъекта, так как именно от данной категории студентов зависит в ближайшем будущем состояние нормативно-правового регулирования страны.
На основе анализа литературы (Годнева Т. Ю., Занданова О.В.) под когнитивным компонентом правового сознания понимаем систему правовых знаний понятийного аппарата; правил и порядка применения норм права; закономерностей развития законов [Годнева, 2005, с. 14; Занданова, 2010, с. 77]. Особенность когнитивного компонента студентов как будущих специалистов юридических специальностей определяется спецификой предстоящей профессиональной деятельности: знание основных нормативно-правовых актов, непосредственно регулирующих их профессиональную деятельность; знание основных институтов отдельных отраслей российского права; знание содержания отдельных правоотношений, участниками которых им предстоит быть.
Когнитивный компонент отражает систему юридических знаний, совокупность различной юридической информации. Результатом усвоения различных понятий, фактов, правил, закономерностей в конкретной профессиональной области и специальности можно назвать знанием.
Знания в праве должны предопределять осознанную необходимость права, а также понимание основных правовых требований, умение оценить действия субъектов права с точки зрения их правомерности и противоправности, кроме того, иметь представление о закономерностях развития права. Правовые знания являются центром правового сознания.
Применительно к профессиональной деятельности юриста рассматриваемый компонент включает такие показатели правовых знаний, как:
– особенности норм права, регулирующие отношения в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; осуществление контроля за соблюдением прав граждан в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
– основные этические понятия и категории, нормы действующего законодательства;
– профессиональный категорийный аппарат; нормы морали, профессиональной этики и юридического этикета и другие знания.
В когнитивный компонент правового сознания будущих юристов мы включаем социально-правовые знания, знания основных нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность юриста.
Следует отметить, что когнитивный компонент правосознания личности не выражается только приобретением юридических знаний. Как совершенно верно заметил А. Р. Ратинов, можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться [Ратинов, 2011, с. 69].
Исследование когнитивного компонента правового сознания будущих юристов проводилось на базе Сибирского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации (СибЮИ МВД России) г. Красноярска. В исследовании принимали участие 120 студентов 1-3 курсов.
В качестве метода исследования когнитивного компонента правового сознания у будущих юристов выступают тестовые задания.
Результаты исследования когнитивного компонента представлены на рисунке 1.:
Рис. 1. Уровень когнитивного компонента правового сознания студентов - будущих
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.