Ключевые слова: лидерство, руководство, лидерский потенциал
Keywords: leadership, management, leadership potential.
К началу XXI в. в сфере внимания исследований лидерства оказались руководители различных коммерческих структур. Отмечается постоянная высокая потребность общества и отдельных коммерческих организаций в поиске и отборе успешных лидеров.
Компании стремятся отказаться от традиционной управленческой модели начинают ориентироваться на такую сравнительно новую в нашей стране модель, как организационное лидерство. В наиболее успешных компаниях мира развитие организационного лидерства руководителей означает систематическую деятельность, которой первые лица компании посвящают много времени. Для российского бизнеса это пока в новинку, хотя в большинстве своем российские компании достигли той стадии развития, на которой слабый лидерский потенциал руководителей становится серьезным препятствием к их дальнейшему профессиональному развитию и повышению эффективности организации.
При этом установлено, что именно наличие лидерского потенциала, востребованного в конкретных профессиональных ситуациях, позволяет руководителю стать организационным лидером, и быть успешным в своей деятельности.
Как отмечает О.В, Евтихов, лидерский потенциал должен обеспечивать возможность руководителю занять лидерское положение в группе и успешно использовать лидерский ресурс в практике управления.
Т.В. Медведева представляет лидерский потенциал как – совокупность профессионально важных качеств руководителя, позволяющих ему выражать ценностную доминанту групповой жизни, увлекать к общей цели, мотивировать, выступать носителем концепта «влияния и следования» [Медведева, 2010, c. 65].
«Лидерский потенциал» рассматривается нами как особое качество, которое обеспечивает и определяет эффективность осуществления деятельности личности в конкретных объективных условиях, с целью завоевать авторитет у подчиненных через свой личностный и деловой ресурсы.
В структуре лидерского потенциала организационного лидера О.В. Евтихов выделили пять основных составляющих компонентов: когнитивный компонент лидера – включает в себя Я–концепцию и профессионально-управленческое мировоззрение лидера; компетентностно-поведенческий компонент лидера – включает в себя комплекс индивидуально-личностных, социальных и организационно-управленческих качеств, обеспечивающих эффективность осуществления руководителем лидерских функций и формирования его лидерского образа; когнитивный компонент последователей – включает в себя образ (имидж) руководителя как организационного лидера в восприятии последователей; поведенческий компонент последователей – включает их психологическую готовность и способность быть последователями; организационно-управленческие и социально-психологические условия проявления лидерства – включают в себя комплекс организационных и социальных условий, в которых реализуется процесс лидерства [Евтихов, 2012, c. 4]..
Е.Жариков и Е.Крушельницкий к лидерскому потенциалу относят совокупность следующих качеств: волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать; терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки, независим; психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными метода; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.
Поэтому, для того чтобы коммерческим структурам начать систематическую деятельность в развитии организационного лидерства руководителей, необходимо определить актуальное состояние лидерского потенциала современных руководителей.
Целью исследования является определение состояния лидерского потенциала современных руководителей в коммерческих структурах
Исследование проводилось на базе тренингового центра OOO «-Сибирь» г. Красноярск. В исследовании принимали участие 100 руководителей коммерческих структур г. Красноярска.
В качестве психодиагностических методик в исследовании применялись: тест «Определение уровня лидерского потенциала» (Е. Жариков и Е. Крушельницкий); тест «Я – Лидер» (А.Н.Лутошкин).
Рассмотрим основные результаты исследования лидерского потенциала по методике «Определение уровня лидерского потенциала» (Е. Жариков и Е. Крушельницкий. Наглядно уровень развития лидерского потенциала представлен на рис.1:
Рис. 1. Уровень лидерского потенциала руководителей коммерческих структур.
Анализ данных, представленных на рис.1. свидетельствует, что лидерские качества руководителя (волевые качества, настойчивость инициативность и независимость, психическая устойчивость, самокритичность, требовательность, выносливость) выражены на среднем уровне у большинства руководителей - у 65% руководителей лидерский потенциал выражен на среднем уровне. Только у 15% руководителей лидерский потенциал развит на высоком уровне. Слабый лидерский потенциал имеют 10% руководителей.
Рассмотрим основные среднегрупповые показатели лидерской Я-концепции руководителей проводилось с помощью теста «Я - Лидер» А.Н.Лутошкина.
На рис.2. наглядно представлены результаты самооценки собственной лидерской позиции
Примечание: А – умение управлять собой; Б – осознание цели (знаю, чего хочу); В – умение решать проблемы; Г – наличие творческого подхода; Д – влияние на окружающих; Е – знание правил организаторской работы; Ж – Организаторские способности; З – умение работать с группой.
Рис. 2. Показатели лидерской Я-концепции руководителей коммерческих структур
Анализ собственной лидерской позиции (лидерской Я-концепции руководителей) у руководителей позволяет сделать следующие выводы: высоко оценивают собственные лидерские качества: «осознание цели (знаю, чего хочу)» (21,6 баллов), «влияние на окружающих» - 20,7 баллов; руководители считают, что недостаточно умеют управлять собой (8,3 балла) и наличие творческого похода (7,9 баллов), остальные качества руководители оценивают как выраженные на среднем уровне.
Таким образом, лидерских потенциал у современных руководителей слабо развит, что становится серьезным препятствием к дальнейшему росту и повышению эффективности организационной деятельности..
Данные исследования могут быть полезны HR-менеджерам коммерческих
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.