разработана и реализована структурно-функциональная модель, позволяющая обеспечить целостный процесс формирования лидерских качеств руководителей подразделений при внутрифирменном обучении через актуализацию лидерского потенциала личности, целенаправленное развитие мотивации и лидерской Я-концепции, повышение уровня моральной нормативности и социализации - определены и обоснованы педагогические условия формирования лидерских качеств руководителей подразделений коммерческих структур.
Задачи исследования: 1) Провести анализ теоретических концепций и методологических подходов к проблеме формирования лидерских качеств руководителя в процессе тренинга. 2) Определить специфику формирования лидерских качеств руководителя подразделений в структурно-функциональной модели внутрифирменного обучения 3) Выявить и обосновать критерии, показатели и уровни лидерских качеств руководителей подразделений коммерческих структур; 4) Разработать и экспериментально апробировать структурно -функциональную модель формирования лидерских качеств руководителей подразделений коммерческих структур при внутрифирменном обучении. 5) Выявить эффективность педагогических условий формирования.
Методологическая основа исследования: Философские учения о личности и ее качествах (Аристотель, Гегель, Гельвеций, Декарт, В.М.Кононов и т.д.); положения аксиологического подхода (И.В.Зорин, др.), как основы нравственного становления личности, готовой к сотрудничеству, эмпатии; положения системного подхода (В.С.Леднев, А.М.Новиков, В. А. Караковский, др.), деятельностного подхода (Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, A.В.Петровский), согласно которому все качества личности человека развиваются в деятельности; личностно-ориентированного подхода в формировании лидерских качеств личности (В.А. Адольф, Н.А.Алексеев, М. А. Викулина, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.).
Опытно-экспериментальная база исследования: Тренинговый центр OOO «СНАП-Сибирь» г. Красноярск. В исследовании принимали участие 140 руководителей коммерческих структур г. Красноярска, из них 40 руководителей составляют контрольную группу, 80 руководителей – экспериментальную группу, 20 руководителей высшего звена - экспертная группа.
Этапы исследования: Первый этап - подготовительный. Он включает теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, выявление сущности понятий «лидерство», «лидерские качества» и других. Второй этап - разработка структурно-функциональной модели, направленной на формирование лидерских качеств руководителей подразделений коммерческих структур. Апробация- структурно-функциональной модели. На этом этапе проводится формирующий эксперимент, направленный на формирование лидерских качеств руководителей подразделений коммерческих структур и оценка эффективности разработанной программы. Третий этап - аналитико-обобщающий. Анализировались, систематизировались и обобщались результаты опытно- экспериментальной работы. На этом этапе были сформулированы основные теоретические выводы и выводы опытно-экспериментальной работы.
Положения выносимые на защиту: 1. Лидерские качества - это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, и акмеологических характеристик личности руководителя коммерческой структуры (В.Н. Кодин, АА Деркач, АК. Маркова, Ю.В.Синягин, Э. Роуз). 2. Формирование лидерских качеств – структурно-функциональная модель развития мотивов и стремления к лидерству, становление лидерской Я-концепции, развитие межличностной чувствительности, коммуникативной и профессиональной компетентности (Э. Хартли, М.С. Балунов, Г. Персон)
Положения выносимые на защиту: 4. Структурно-функциональная модель формирования в процессе подготовки руководителей подразделений развивает стремления к лидерству, лидерское мировоззрение, лидерскую Я-концепцию, повышение уровня нравственности и коммуникативной активности (К. Бакман, О.В. Евтихов, П. Секорд)
А – умение управлять собой; Б – осознание цели (знаю, чего хочу); В – умение решать проблемы; Г – наличие творческого подхода; Д – влияние на окружающих; Е – знание правил организаторской работы; Ж – организаторские способности; З – умение работать с группой.
Рис. 1. Показатели лидерской Я-концепции руководителей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования
Рис. 2. Уровень коммуникативных склонностей руководителей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Рис. 4. Уровень общительности руководителей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Рис. 5. Показатели оценки самоконтроля в общении на констатирующем и контрольном этапах исследования руководителей экспериментальной группы.
Положения выносимые на защиту: 5. Педагогические условия - Социально-психологический тренинг в процессе подготовки руководителей способен развивать стремления к лидерству, лидерское мировоззрение, лидерскую Я-концепцию, повышение уровня нравственности и коммуникативной активности (К. Бакман, О.В. Евтихов, П. Секорд) - Задания самостоятельной работы в процессе формирования направлены
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.