УДК 37.015.3
Особенности коммуникативной компетентности будущих дефектологов в процессе личностно-профессионального становления.
Аннотация. Конкретизировано определение понятия «коммуникативная компетентность будущих дефектологов». Выделена структура коммуникативной компетентности будущих дефектологов и определены и показатели ее развития. Рассмотрена динамика развития коммуникативной компетентности будущих дефектологов в процессе личностно-профессионального становления.
Гуманизация современного образования, признание приоритетов личности ученика в процессе взаимодействия способствуют усилению роли коммуникативной компетентности в творческой, учебной и педагогической деятельности. Особую роль коммуникативная компетентность играет в профессиональной деятельности педагогов, дефектологов, которая подразумевает постоянное общение, взаимодействие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Педагогическое общение помогает детям развиваться, совершенствовать свои личностные качества. Через общение реализуются задачи обучения и воспитания. Именно в совершенствовании навыков общения, коммуникативной компетентности заключается мощный резерв повышения профессионального мастерства педагогов, дефектологов.
Анализ работ Е.М. Борисовой, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Ю.П. Поваренкова показывает неотделимость профессионального развития от личностного. Личностно-профессиональное становление — закономерное изменение личности, ее количественное, качественное и структурное преобразование; формирование личности, адекватной требованиям профессиональной деятельности; формирование социально-значимых и профессионально важных качеств человека, профессиональной компетентности.
Теоретический обзор проблемного поля исследований личностно- профессионального становления (Т.Е. Егорова, Э.Ф. Зеер, Е.В. Куликова, Равен Дж., В.Д. Шадриков, Юсупов С.А. и др.) показал, что проблематика профессионального становления личности в настоящее время выступает наиболее перспективным направлением в рассмотрении вопросов компетентности будущего профессионала. Рассматриваемая как сложное личностное новообразование, компетентность формирующется в процессе профессиональной подготовки и представляет собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности, характеризующее субъекта деятельности.
Профессия дефектолога, относясь к группе профессий типа «человек - человек» (по классификации Е.А. Климова), характеризуется содержательным наполнением профессиональной компетентности, к которым, в первую очередь, относится доминирующая роль коммуникативной компетентности. Она характеризуется как профессионально-личностное образование, проявляющееся в готовности будущих дефектологов эффективно взаимодействовать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и является детерминантом личностно-профессионального становления будущих дефектологов. Исходя из того, что недостаточная сформированность коммуникативной компетентности дефектолога даже при высоком уровне развития других профессионально важных качеств не обеспечивает эффективную реализацию профессиональных задач, мы уделили особое внимание изучению сложившихся в психологической науке подходов, направлений исследования коммуникативной компетентности.
Анализ работ (А.В. Батаршев, А.А. Бодалев, Г.С. Васильев, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, И.В. Макаровская, О.В. Михайлова, И.Н. Нестерова, С.В. Петрушин, Л.В. Рагулина, Р.М. Фатыхова, Р. Харре), посвященных исследованию коммуникативной компетентности, ее содержательному наполнению, позволил нам сделать вывод о поликомпонентном составе коммуникативной компетентности. В зависимости от выполняемых задач в процессе коммуникации, общения нами были выделены гностический (познавательный), регулятивный (поведенческий, интерактивный) и эмоциональный компоненты в структуре коммуникативной компетентности.
Познавательный компонент обеспечивает возможность взаимного восприятия и познания, оценки внешнего облика, действий и поступков наблюдаемого лица, адекватного отражения психологических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свои воздействия на этого человека. Процесс познания людьми друг друга, прогнозирование межличностных отношений осуществляется благодаря эмпатии, рефлексии.
Рефлексия – это самопознание, погруженность человека в свои чувства, свой внутренний мир, самоанализ и умение увидеть себя со стороны, помогает встать на позицию партнера по общению. Эмпатия – установка, постижение эмоциональных состояний другого человека, вхождение в его внутренний мир, способность эмоционально отзываться на переживания других людей.
Регулятивный (поведенческий) компонент коммуникативной компетентности представлен коммуникативными умениями, характеризующими межличностное отношение, коммуникативное поведение; отражает активность в общении, стремление устанавливать контакты, быть среди людей, принадлежать к социальным группам, стремление контролировать, влиять на других, доминирование, или, напротив, конформность, стремление к сотрудничеству и близким дружественным отношениям, эмоционально насыщать отношения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.