Заниженный уровень эмпатии у дефектологов, возможно, является результатом профессиональной деформации, о чем также указывал Р.О. Агавелян при исследовании социально-перцептивных процессов личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. Также мы считаем, что заниженный уровень эмпатии является проявлением адаптации, приспособления к профессиональной деятельности дефектолога, направленной на взаимодействие с детьми, имеющими психофизические недостатки в развитии, так как при высоком уровне эмпатии, как мы предполагаем, дефектологам будет сложно выполнять свою работу профессионально, «расчетливо», высокий уровень эмпатии может привести к эмоциональному выгоранию.
Мы считаем, что наиболее оптимальным для осуществления профессиональной деятельности, коммуникации специальными педагогами будет средний уровень эмпатии с тенденцией к высокому уровню.
Рефлексия как показатель познавательного компонента коммуникативной компетентности будущих дефектологов 1, 3, 4 курсов находится на промежуточном положении между низким и средним уровнями развития, то есть у будущих дефектологов недостаточно развито межличностное восприятие, специфическое средство познания человека человеком, при котором осуществляется размышление за другое лицо; способность понять, что думают другие люди, и осознание человеком того, как он сам воспринимается партнером по общению.
Сравнение показателей познавательного компонента коммуникативной компетентности — эмпатии и рефлексии у студентов-дефектологов 1, 3, 4 курсов с помощью критерия Краскалла-Уоллиса не выявило достоверных различий, что говорит о том, что личностно-профессиональное становление, обучение в вузе не влияет на развитие эмпатии, рефлексии у будущих сдефектологов.
Нами был выявлен средний уровень развития регулятивного компонента коммуникативной компетентности будущих дефектологов в процессе личностно-профессионального становления в вузе. Будущие дефектологи чувствуют себя хорошо как среди людей, так и в одиночестве, могут устанавливать близкие, чувственные отношения, но иногда проявляют осторожность при их установлении, придерживаются средней позиции, стратегии поведения «на-равных», могут как ориентироваться на собственные решения, проявлять импульсивное поведение, так и следовать нормам коммуникативного поведения, общественному мнению.
Сравнение значений шкал межличностных отношений – включения, аффекта, контроля, конформности, доминирования у будущих дефектологов 1, 3, 4 курсов с помощью критерия Краскалла-Уоллиса не выявило достоверных различий, что показывает отсутствие влияния обучения в вузе на развитие коммуникативной компетентности, в частности, межличностное поведение.
Нами выявлен средний уровень эмоционального компонента коммуникативной компетентности будущих дефектологов, средний уровень эмоционального комфорта, принятие себя и других, то есть будущие дефектологи в общении относятся нейтрально, терпимо к себе, другим, психофизическим недостаткам детей, они не осуждают, но и не понимают, не принимают своеобразие других людей.
Низкий уровень познавательного, средний уровень эмоционального и регулятивного компонентов коммуникативной компетентности будущих дефектологов в процессе личностно-профессионального становления в вузе можно объяснить тем, что при обучении студентов акцент ставится на академической успеваемости, а не на личностной, коммуникативной компетентности, готовности к педагогической деятельности, профессиональному взаимодействию.
При помощи корреляционного анализа были выявлены связи показателей коммуникативной компетентности студентов-дефектологов 1, 3, 4 курсов
Рис 1. Корелляционная связь показателей коммуникативной компетентности студентов-дефектологов 1 курса
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.