настоящее время мы сталкиваемся с проблемой снижения уровня познавательной активности обучающихся на занятиях, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Один из способов развития познавательной активности обучающихся – это применение видеофильмов и мультимедиа технологий, компьютера.
Видео метод на занятиях преподавателем используется для организации обучения, закрепления, совершенствования; метод основывается преимущественно на наглядном восприятии информации.
Для реализации данных современных образовательных технологий широко используются мультимедийные презентации проектов, видео материал, обучение в сотрудничестве основываются на дидактических и познавательных целях и задачах.
При их создании учитываются следующие требования:
-мотивация (соответствие уровня поставленных задач уровню подготовки студентов);
-постановка учебной цели (четко и ясно сформулированные цель и задачи в ходе занятия);
-создание предпосылок к восприятию учебного материала (использование вспомогательных материалов, инструкций);
-подача учебного материала (оформление кадров, слайдов);
-оценка (в ходе работы с компьютером студенты должны знать, как они справляются с учебным материалом; наиболее важным является организация коммуникаций «студент – преподаватель – студент»; для этих целей преподаватель организует работу обучающихся в проектах или в сотрудничестве, в дискуссии).
Используя современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе, могут быть достигнуты определенные результаты.
Технология обучения в сотрудничестве открыла современные подходы в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня студентов:
-содержание обучения рассматривается как средство компетентностно-ориентированного образования для развития творческих способностей личности;
-обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам;
-используется положительная мотивация, активизация и стимуляция обучения;
-используется дидактический активизирующий и развивающий комплекс (вариативность и дифференциация обучения);
-индивидуального и коллективного воспитания; постановка трудной цели).
Создались условия для развития способности студентов к самообучению путем исследовательской творческой учебной работы обучающихся, направленной на интеграцию и актуализацию знаний и умений; для познавательной активности обучающихся на занятиях используется видеометод, который обеспечил возможность дать студентам более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах; повысить роль наглядности в учебном процессе; удовлетворить запросы и интересы обучающихся; наладить эффективную обратную связь.
Использование мультимедийных презентаций при создании проектов и обучении в сотрудничестве, обеспечило более эффективное соприкосновение занятий и внешних информационных потоков, взаимодействие с обучающимися. Исследовательский, проектный подход в системе обучения студентов, разработка ими собственных или групповых мультимедиа проектов обеспечил переход от традиционного процесса обучения в развивающий.
Современные программные и технические средства позволили изменять содержание презентаций и хранить большие объемы информации.
В программе подготовки специалистов среднего звена СПО отмечено, что в ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределѐнности.
Регламентирующая нормативно - правовая база.
2. Стандарты среднего профессионального образования.
Цель опыта.
Создание условий для развития исследовательских способностей обучающихся при освоении содержания курса и приобретения новых знаний и способов действий при решении прикладных задач, развития общих и профессиональных компетенций.
Задачи.
· Изучение возможностей использования Интернет ресурсов (участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.п.)
· Разработка и организация учебных занятий с использованием метода исследования.
· Организация участия обучающихся в очных и заочных конкурсах исследовательских работ.
· Проверка посредством мониторинга эффективности использования исследовательской деятельности для развития общих компетенций обучающихся.
Методы исследовательского проекта.
Групповая, индивидуальная, коллективная работа со студентами, наблюдение, экспериментальное преподавание, специальные занятия с авторами исследовательских работ, изучение результатов деятельности, диагностика успешности.
Ценность исследовательского проекта.
Это оптимизация учебно-воспитательного процесса, которое подразумевает развитие самостоятельного мышления и умения прогнозировать, анализировать и принимать нестандартные решения. Все это позволяет создавать условия для обучающихся самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников и пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах, развивать системное решение и исследовательские умения, приобретать навыки анализа, подведения итогов и умения сделать вывод.
План исследовательского проекта:
1. Мотивация исследовательской проекта (поисковая активность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.