при осевой системе было трудно. Поэтому для мощных генераторов применена радиально-осевая система, которая позволяет охлаждать якорь воздухом, проходящим по радиальным каналам в его сердечнике. Катушки полюсов охлаждаются воздухом, проходящим в осевом направлении между полюсами и выходящим из якоря.
При независимой системе охлаждения воздух может подаваться как со стороны дизеля, так и с противоположной стороны.
Направление движения охлаждающего воздуха принято от дизеля к коллектору, чтобы меньше загрязнялись части тягового генератора угольной пылью щеток. На всех тяговых генераторах мощностью 2000 кВт воздух поступает со стороны дизеля в центральную полость якоря и, проходя по радиальным каналам между пакетами сердечника якоря, созданными вентиляционными листами с распорками, охлаждает сердечник и обмотку якоря и выходит через воздушный зазор между полюсами и якорем к переднему подшипниковому щиту. Воздух также охлаждает коллектор, проходя между петушками коллектора ленточного типа.
При радиалыю-осевом охлаждении большое число разветвлений создает опасность загрязнения тягового генератора, поэтому необходимо предъявить более высокие требования к очистке воздуха. На тяговых генераторах МПТ120/49 первых выпусков (тепловозы ТЭ10 и ТЭП10) для подачи охлаждающего воздуха применен вытяжной вентилятор, что создает внутри него разрежение, приводящее к подсосу воздуха из дизельного помещения. На всех последующих тепловозах (ТЭП60, 2ТЭ10Л) установлен нагнетательный вентилятор. В связи с ростом секционной мощности тепловозов резко возросла потребность в воздухе, охлаждающем электрические машины, выпрямительную установку, высоковольтные камеры и отсеки аккумуляторной батареи. Для тепловозов мощностью 2940 кВт расход воздуха составляет около 70 тыс. м3/ч. С целью обеспечения более удобной компоновки воздуховодов большого сечения, уменьшения массы оборудования и мощности: затрачиваемой на привод вентиляторов, применяется система охлаждения с централизованным воздухоснабжением.
Главный воздуховод размещается в раме кузова, от него имеются ответвления к потребителям. Воздух для всех нужд подается одним осевым вентилятором большой подачи (к. п. д. вентиляторов 0,8—0,86, а центробежных — 0,6—0,65). Вентилятор забирает воздух из атмосферы через блок воздушных фильтров и подает его к потребителям. Привод вентилятора осуществляется от вала тягового генератора через эластичную муфту и редуктор.
Конструкция. Устройство тяговых генераторов различных типов имеет свои особенности. Наиболее типичным по конструкции является тяговый генератор ГП311Б. Основными узлами тягового генератора постоянного тока типа ГП311Б тепловоза 2ТЭ10В (рис. 113) являются якорь, магнитная система, состоящая из станины, главных и добавочных полюсов, подшипниковый щит, траверса со щеткодержателями и торцовый патрубок для подвода охлаждающего воздуха.
176
Рис. 113. Тяговый генератор ГП311Б (продольный и поперечный разрезы):
/ — вал: 2 —коллектор; 3 — подшипниковый щит; 4 — щеткодержатель; 5 — поворотная траверса; 6 — катушка главного полюса; 7 — сердечник главного полюса; 8 — станина; 9 — сердечник добавочного полюса; 10 — катушка добавочного полюса; // — обмотка якоря; 12 — сердечник якоря; 13 — диафрагма; 14 — корпус якоря; 15 — входной патрубок; 16 — диски; /7 —клиновые шпонки; 18 — штифт для фиксации щита со станиной; 19 — крышка; 20 — барабан; 21 — продольные ребра; 22 — шпильки
177
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.