Судя по мировому опыту, повышение ставки межбанковского кредита является эффективным средством борьбы с инфляцией. Вместе с тем подобные действия ЦБ неизбежно вызывают негативные эффекты на товарных рынках, в производственной сфере. Чем дороже кредит, тем труднее финансировать капиталовложения, тем медленнее развивается народное хозяйство. Быстро поднимая ставку, ЦБ способен вместе с инфляцией подавить и сам инвестиционный процесс. Для того чтобы этого не случилось, государству надо заранее позаботиться о компенсации подобных эффектов, своевременно включить амортизаторы.
Таким амортизатором, например, может служить ставка налога на Р, специальный кредит, предназанченый для уплаты налога, и т.д. Если взять налоговую ставку, то когда кредит дорог, она, наверное должна снижаться, что позволит предприятиям воспользоваться самофинансированием, направит на инвестицию большую, чем раньше часть Р.
Другое орудие Центрбанка - норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую, например, банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своём счету в ц. Банке. В инфляц. ситуации, когда надо умерить рост денежной массы в обращении, ц. банк повышает норму обяз. резервов. Если же ситуация складывается иначе и есть необходимость увеличить кол-во денег, он поступает противоположным образом. Норма резервов снижается, и коммерческие банки, разморозив часть своих средств, превращают их в кредиты.
При длительном использовании нормы обязат. резервов денежная эмиссия постепенно утрачивает экономическое значение. Чем дольше применяется этот способ регулирования, тем выше объемы объемы ресурсов коммерческих банков, зарезервированных в ц. банке, тем меньше смысла в печатании новых денег и выпуска их в обращение. Для того, чтобы увеличить денежную массу, ц.банку достаточно просто уменьшить норму резервов. Эмиссия становится лишь мероприятием для замены износившихся денежных знаков.
У ц.банка есть еще один регулятор денежной массы. Речь идет об операциях с государственными долговыми обязательствами на рынке ценных бумаг. Рассмотрим его действие на условном примере:
Допустим, что владелец сбережений решает одолжить правительству 1000 руб. Делает это он путем покупки облигаций гос. займа. Государство его деньги в оборот на погашения дефицита гос. бюджета. Эта сумма может войти в зарплату генерала или пособие по безработице. Такое перемещение средств общий объем денежной массы не затрагивает, а значит, к инфляции никакого отношения не имеет, т.к. деньги не печатаются.
Ситуация меняется, когда к известным фигурантам рынка ценных бумаг ( обладателям сбережений и правительству ) присоединяется третий – центрбанк. Поскольку ц. банк постоянно находится в контакте с правительством, время от времени, давая ему взаймы, поскольку он всегда располагает объемистым портфелем государственных долговых расписок. Так в 1928г. Федеральная резервная система США, выполняющая функции центрбанка, держала у себя гос. облигации в размере 228 млрд. долларов, что составляло 9% всей суммы гос. долга. Став собственником облигаций ц. банк вправе распоряжаться ими как хочет. В частности, пойти на куплю-продажу гос. долга, тем самым регулируя денежную массу. При любом раскладе ц. банк ведет свою самостоятельную линию, выступая на рынке ценных бумаг в роли то продавца, то покупателя гос. облигаций. Если центрбанку надо увеличить кол-во денег в обращении, тогда он начинает скупать государственные долговые обязательства. Тот субъект, что одолжил деньги правительству, продает имеющиеся у него облигации ц. банку, получая взамен 1100 рублей. В противном случае, у владельца облигации нет резона вступать в отношения с ц. банком. Государство вернет долг ц. банку по истечению нескольких лет, а вот деньги, уплаченные ц. банком бывшему обладателю попадут в обращение немедленно.
Путем скупки гос. Облигаций ц.банк пытается нарастить предложение денег, добиться снижения процентных ставок, и, следовательно, повышения курса акций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.