Далее следует остановиться на вопросе обеспечения адресности. Самоадресование в программах натуральной помощи имеет свои преимущества. Я уже упоминал о том, что продукты могут замещать или дополнять друг друга. Нужно оценивать чистые последствия для домохозяйства: не только результат осуществления программы, но и общий размер потребления домохозяйств по завершении программы.
При анализе результативности программы необходимо оценить полученные итоги. Здесь присутствует множество критериев, заслуживающих внимания; один из них – денежное значение того, что было передано домохозяйству. То есть вы используете продовольственную субсидию как средство охвата бедных домохозяйств и рассматриваете её стоимостное выражение и показатели адресности: какая часть программы поступает целевым группам? Аналогичный критерий используется и в отношении программ денежных трансфертов. Но если цели связаны с питанием, то целесообразно анализировать чистое увеличение количества потреблённых калорий или иных питательных веществ. Здесь принимаются во внимание другие действия домохозяйства, которые нивелируют программу или повышают её действенность: если в продовольственном наборе предоставляется пшеница, то сокращается ли потребление риса? Или пшеницу продают на открытом рынке, а на вырученные деньги покупают рис (а в некоторых странах встречается такая практика)? Следующий критерий – не просто чистое количество калорий, но численность людей, которые благодаря программе стали получать достаточное питание.
Очевидно, что порядок обеспечения адресности будет зависеть от общих целей программы. Разумеется, в качестве критерия адресности можно использовать экономическое положение домохозяйств или степень их уязвимости. Эта уязвимость может быть связана с сезонными колебаниями потребления, либо в среднем домохозяйство может ощущать себя нормально, но оказываться уязвимым в периоды сельскохозяйственных кризисов или высокой инфляции. Можно руководствоваться состоянием питания. Например, в Чили применяли программу трансфертов, участие в которой определялось на основании одновременно социально-экономического статуса и показателям питания: даже если по итогам применения методики балльной оценки нуждаемости вы оказывались небедным, наличие в домохозяйстве недоедающего ребёнка давало право на получение каких-то льгот. Итак, состояние питания было одним из критериев отбора в программу, но состояние питания – не то же самое, что риск для питания. Вот что я понимаю под риском. Состояние предполагает измерение: если ребёнок не получает достаточно питания судя по тем критериям, которые вы используете, то он имеет право на дополнительное питание. Риск же свидетельствует о том, что у ребёнка выше вероятность недоедания, т.е. программа, предназначена для детей в возрасте до 3 лет, так как для детей в этом возрасте риск недоедания выше, чем для любой другой возрастной группы. Таким образом, здесь мы наблюдаем не собственно состояние, а перспективу недоедания, и её тоже можно использовать в качестве критерия адресности программы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.