Метафизический материализм. Рационализм

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Гадамер дополняет точку зрения Хоркхаймера и Адорно: просветители превращают "традицию в объект критики... Не традиция, а разум является последним источником авторитета" утверждают они. Просвещение - это борьба разума за собственную чистоту.

1. Метафизический материализм

Проблемы, поставленные материалистами 17 в. получили дальнейшую разработку  у французских материалистов 18 в. они очистили его от различных схоластических терминов, выступили против чисто умозрительного решения философских проблем. Наиболее известные представители: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Французский материализм того периода – классическая разновидность метафизического материализма в его механической форме. В его пределах французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке, обществе. Они дали наиболее полное толкование вопроса о материи и движении. Они подходили к выработке философского понятия материи как объективной реальности, находящейся вне сознания и действующей на наши органы чувств. Самым существенным атрибутом материи они считали движение. Наиболее полно учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы».

Идея неразрывной связи материи и движения представляет собой элемент диалектики, не укладывающийся строго в механистическое понимание природы. Отмечая внутреннюю активность материи, неразрывность ее с движением, они не сумели подняться до понимания многообразия и качественного различия форм движения.

Однако наиболее полно, логически завершённо идеи выражены в учении Гольбаха «Система природы». Основные черты:

1)  Последовательный материализм, a сочетается с сенсуализмом в понимании познания и активной аналитической позицией, aя проявляется в критике религии. Последующий материализм проявляется в следующих идеях:

§  Признание единой и единственной материальной субстанции – природы.

§  Идея самодвижения природы Þ Бог не только как творец, но и перводвигатель исключается.

§  Следование атомистической идее в организации природы.

§  Признание материального единства мира Þ природа – система причинно взаимосвязанных вещей и явлений.

2)  Определяя  созерц-ть в понимании процесса познания мира человека: познание рассматривалось как пассивное зеркальное отражение, воспроизведение природных веществ, воздействующих на органы человека Þ абсолютизируется объективный момент в познании и недооценивается активная роль субъекта в процессе познания Þ для французских материалистов 18 века не существовало проблемы первичных и вторичных качеств.

3)  Метафизический характер (антидиалектический) материализма 18 века, что проявлялось в ряде моментов:

§  Сведение движения, развития к механическому движению, т.е. только к количественным пространственным изменениям (т.е. механицизм).

§  Натуралистическое понимание общества, морали, т.е. не выявлялось качественное своеобразие процессов, а всё сводилось к естественной природе человека, к его естественным потребностям и т.д.

Абсолютизация природной необходимости, отождествляя её с жестокой однозначной причинной связью и соответствие понимания свободы человека.

Наиболее обобщено и систематично механистическое мировоззрение материализма эпохи Просвещения выражено в работе Гольбаха П. "Система природы". Гольбах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого механицизма. В мире ничего не совершается без причины. Всякая причина производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув, само становится причиной, порождая новые явления. Природа это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно возникающих друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тел, а последнее, в свою очередь, поддерживает движение целого. Так складывается закономерность мира. Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания и материи обусловило сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые

Похожие материалы

Информация о работе