САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ НА ТЕМУ «ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ С ОРГАНИЗАЦИИ» ГРУППА 411 ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ СТ. ПРЕП., К. Ю. Н. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2002 |
Оглавление
Введение
1. Роль налогового законодательства при квалификации налоговых преступлений.
2. Понятие уклонения от уплаты налогов с организации. Возникновение и прекращение обязанности по уплате налогов с организации.
3. Способы уклонения. Проблема «материальности» состава.
4. Стадии совершения уклонения от уплаты налогов с организации.
Проблема соотнесения норм об освобождении от уголовной ответственности. Неоднократность
5. Исчисление размера уклонения от уплаты налогов с организаций
Заключение
Список литературы
Введение
Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, распространяется на всех граждан и организаций в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, а представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях зашиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества.[1]
Однако одних только мер по регулированию налоговых правоотношений недостаточно. Дело в том, что в данном случае публичный интерес зачастую расходится с личным интересом владельца имущества, которого государство лишает права по собственному усмотрению распоряжаться значительной частью этого имущества. Возникший конфликт интересов должен быть разрешен в пользу публичного. Отсюда появляется необходимость установления уголовно-правовых запретов в сфере налогообложения. В Уголовном Кодексе РФ эту роль выполняют две статьи – 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» и 199 «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации».
Проблемы уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности представляют наибольшую сложность как для ученых-юристов, так и для правоприменителей. Не является исключением и ст. 199 УК. В данной работе предпринята попытка на основе анализа юридических актов и мнений юристов (теоретиков и практиков), опубликованных в литературе, изложить собственное видение по ряду проблем, возникающих в связи с квалификацией уклонения от уплаты налогов с организации.
1. Роль налогового законодательства при
квалификации налоговых преступлений
В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.1997 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» (далее по тексту Постановление ВС) уклонение от уплаты налога связано с невыполнением виновным определенных норм налогового законодательства.
Налоговое законодательство РФ состоит из Налогового кодекса (далее по тексту НК) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах и законов о налогах и сборах субъектов Федерации (п.1 и п.4 НК РФ).
Налоговый кодекс включает в себя две части: общую (первая часть) и особенную (вторая часть). Общая часть содержит в себе общие нормы, регулирующие властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, а особенная – отношения, связанные с введением и взиманием конкретных видов налогов. Согласно ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» до введения в действие части второй Налогового кодекса ссылки в п.п. 1 и 2 ст. 19, в п.п. 1 и 2 ст. 24 и в ст. 25 НК приравниваются к ссылкам на Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и отдельные законы о налогах, устанавливающие конкретный порядок их уплаты. В связи с тем, что особенная часть НК вводится в действие постепенно путем включения в нее вновь принимаемых федеральных законов о налогах и сборах, то при квалификации деяния по ст. 199 УК РФ необходимо учитывать не только нормы Налогового кодекса РФ, но и нормы иных «старых» законов о налогах в части, не противоречащей положениям НК.
К тому же, необходимо иметь в виду, что исходя из принципа единства правовой системы в НК включены положения п.1 ст. 11, согласно которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в самом Кодексе.
Справедливо считать, что указанный принцип действителен
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.