Экономическая теория налогообложения: основные проблемы и термины

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ТЕОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

16 лекций                                                    к.э.н. В.С. Занадворов

Глава 1. Экономическая теория налогообложения: основные проблемы и термины

(6 часов)

1.1 Общественный сектор и экономические функции налогов и государственных расходов. Проблемы теоретического описания налогообложения

Отмечаемая во многих исследованиях нерациональность, как налоговой системы, так и системы расходов общественного сектора, является одним из важнейших факторов, определяющих критическое состояние экономики России. С этим связана необходимость осуществления налоговой реформы, которая, на наш взгляд, должна рассматриваться в более широком контексте реформы всего общественного сектора России, включая реформу государственных монополий. Поэтому в рамках предлагаемого курса в подразделе 1.1 дано предварительное рассмотрение функций общественного сектора и проблем соответствия налоговых доходов и государственных (а также муниципальных) расходов, которые обсуждаются также в подразделах 2.4 и 4.1.

1.1.1 Некоторые исходные термины, функции налогов, проблема определения общего уровня налогообложения

Рассказ об основных проблемах данной теории начинается с выделения экономических функций налогов: распределение ресурсов, перераспределение доходов, макроэкономическая стабилизация. При этом с позиций экономического анализа, в качестве налогов рассматривается вся совокупность доходов налогового типа на всех уровнях общественного сектора от общенационального до муниципального. Таким образом, речь идет о расширительном, а не о юридически строгом использовании терминов «налоги» и «государственные финансы», при этом, под налогами понимаются «все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью, принадлежащего ему, права принуждения» [Якобсон 1995, 101]. Именно принудительный характер этих платежей позволяет объединить их в рамках экономического анализа в единую категорию, для которой используется название «налог», поскольку существенная часть таких выплат в законодательстве официально именуется налогами (налог на добавленную стоимость – НДС, налог на прибыль, налоги на собственность, подоходный налог и т.п.). В то же время к этой категории относятся и такие выплаты в пользу государства, как акцизы, таможенные пошлины, отчисления в фонды социального страхования и другие внебюджетные государственные фонды. Совокупность таких платежей мы будем далее называть налоговой системой.

Одной из ключевых проблем налогообложения является неизбежный конфликт, возникающий в процессе реализации функций общественного сектора в связи с естественной ограниченностью общего объема его доходов. Большая часть этих доходов носит налоговый характер. В то же время в теории общественного сектора рассматривают и, так называемые, неналоговые доходы, важнейшим источником которых является использование государством ранее накопленных ресурсов (например, доходы от приватизации государственного имущества). В большинстве стран доля налоговых поступлений составляет не менее 80% доходов общественного сектора, см. [Якобсон 2000, п. 6.1].

Трудности формирования доходной базы государственного бюджета России в период 90-х годов привели к критической ситуации в сфере государственных финансов, поскольку отсутствие согласованной политики со стороны исполнительной и законодательной власти заблокировало возможность сокращения государственных обязательств, связанных с функционированием общественного сектора, до уровня адекватного совокупному объему собираемых налоговых доходов. В связи с этим возникает вопрос определения общего уровня налогообложения в контексте рассмотрения проблемы экономически эффективного уровня государственных расходов, включая расходы на муниципальном уровне управления. (Формальный анализ, опирающийся на модели теоретического характера, дан позже в подразделе 4.1 в контексте теоретического анализа проблем оптимального налогообложения.)

Здесь важно обозначить основные факторы, определяющие возможный объем налогообложения. Это отраслевая структура народного хозяйства; общий уровень экономической культуры населения (определяющий возможности использования достаточно сложных форм бухгалтерского учета и, соответственно, достаточно развитой системы налогов); технологическое совершенство используемых схем сбора налогов; а также общая традиция меры законопослушания в сфере уплаты налогов, свойственная изучаемой стране (или субнациональному региону).

К подобным факторам следует отнести и тип политического режима, установленный в данном государстве, поскольку в условиях автократии государство может вовлечь в сферу общественного сектора существенно большую долю валового продукта страны, чем при развитой демократии. Таким образом, совокупность рассматриваемых факторов учитывает не только общий уровень экономического развития страны, но и аспекты институционального характера, которые обязательно должны быть приняты во внимание при исследовании налоговой политики.

Нужно учитывать, однако, что это резко усложняет теоретический анализ, поэтому построение теории начинается с весьма простых предположений относительно функционирования в экономике соответствующих институтов. Классическая теория общественного сектора, с позиций которого проводился теоретический анализ проблем налогообложения, опиралась на концепцию «доброжелательного диктатора» при описании механизма принятия решений в общественном секторе. Дальнейшее развитие теории привело к формированию моделей бюрократического поведения, позволяющих, в частности, повысить реалистичность анализа налоговых систем.

Современный этап развития теории связан с разработкой моделей коррупции, в рамках которой учитывается не только групповой эгоизм различных слоев бюрократии, но и возможность нарушения ею существующего законодательства. Более подробно вопросы институционального характера рассмотрены ниже, в подразделах 1.4, 2.4, 4.4, 5.2, 5.3.

          1.1.2 Модели, используемые в исследованиях налоговой сферы

Здесь обозначены микроэкономический и макроэкономический подходы к анализу налоговой сферы на основе использования инструментария базовых теоретических моделей. В экономической литературе по вопросам налогообложения немало сугубо теоретических работ, выявляющих общие закономерности функционирования, в том числе работ, выполненных в технике нормативного анализа, предполагающего наличие некоторых абстрактных рекомендаций.

Макроэкономический анализ бюджетно-налоговой политики достаточно подробно представлен в стандартных курсах макроэкономики, входящих в обязательный минимум для студентов, на которых рассчитан данный курс по налогообложению. Поэтому в составе вводного подраздела 1.1 мы ограничиваемся лишь констатацией достаточно важной роли

Похожие материалы

Информация о работе