Контрольная работа №00
По предмету «Теория экономического анализа»
Вопрос 1. Понятие экономического анализа и его виды. Концепция системного сбалансированного анализа.
Откроем философский словарь и найдём в нём слово анализ. Мы обнаружим, что это понятие обозначает приём научного мышления и является методом любой науки. То есть, используя слово анализ в названии научной дисциплины или учебного предмета, мы должны помнить, что рассматривать это понятие само по себе, без предмета исследования, не имеет смысла.
Являясь прикладной наукой, экономический анализ оказывается полезен и необходим только тогда, когда в результате его применения повышается эффективность практической деятельности людей, когда появляется возможность предвидеть и прогнозировать развитие экономической ситуации на конкретном предприятии и принимать рациональные (научно обоснованные) управленческие решения.
Несмотря на то, что в экономике, какую бы страну мы ни взяли, действуют одни и те же фундаментальные законы, принципы бухгалтерского учёта и экономического анализа для разных стран различны. Здесь проявляются, так называемые институциональные аспекты экономических систем. Как выясняется, это весьма существенный фактор, который следует принимать во внимание, в частности для объяснения драматических неудач рыночных реформ в российской экономике. В новой истории выделяют четыре основных школы бухгалтерского учёта: итальянскую, французскую, немецкую, англо-американскую, которые сохранили своё влияние и на современную экономическую науку. Основные характеристики этих школ можно различить по признакам, представленным в табл. 1. Определяя особенности национальных школ учета и экономического анализа, следует иметь в виду следующее. Предприятие создается для удовлетворения интересов различных партнёрских групп (групп интересов), среди которых можно выделить основные и неосновные. И, как можно предположить, у каждой из групп имеются свои, отличные от других, интересы и, следовательно, цели и задачи экономического анализа у них тоже будут разными.
Таблица 1. Особенности постановки и решения задач бухгалтерского учёта и экономического анализа различными национальными школами.
Постановка задачи учёта и анализа |
Национальные школы |
|||
Италии |
Франции |
Германии |
Англии - США |
|
Цель |
Контроль поведения исполнителей |
Повышение эффективности использования ресурсов |
Выработка рациональных учётных и аналитических процедур |
Контроль поведения менеджеров |
Предмет |
Права и обязательства лиц |
Запасы и потоки ресурсов |
Процедуры |
Поведение менеджеров |
Базовая наука |
Право |
Политическая экономия |
Математика |
Психология |
Метод |
Индукция |
Индукция |
Дедукция |
Индукция |
Перечислим основные партнёрские группы и назовём тот вид экономической информации, который представляет для них наибольший интерес.
К первой группе отнесём собственников предприятия – shareholders (акционеров или представителей государства, если оно владеет всем пакетом или частью акций). Они вложили в уставной фонд собственный капитал с целью получения дивидендов. Поэтому их, прежде всего, интересуют финансовые результаты деятельности предприятия и данные о его финансовой устойчивости.
Вторая группа – это кредиторы (заимодавцы). Они предоставили предприятию заём и ожидают, что оно выполнит свои обязательства по кредитным договорам: вовремя выплатит соответсвующие проценты. Для них основным показателем является ликвидность предприятия (платежеспособность) – то есть способность предприятия в нужный момент превратить свои активы в денежные средства и вернуть долги.
Третья группа – наёмные менеджеры предприятия, высший уровень администрации. Они вкладывают в дело свои знания, опыт, квалификацию, предпринимательские способности и расчитывают получить за это достойную компенсацию в виде зарплаты, доли прибыли сверх оговоренной суммы и, возможно, каких-либо льгот и привилегий (это часто имеет место на государственных предприятиях и в крупных компаниях). Это – самя требовательная группа пользователей учетной и аналитической информации. Её интересует буквально всё, что может оказаться полезным для решения задач управления. Четвёртая группа – наёмный персонал (служащие) предприятия. Они выполнят определённые виды работ согласно заключённм договорам, получая зарплату, премии и определённые социальные гарантии. Для них важны надёжность предприятия, его положение на рынке, величина прибыли и размер фондов социального обеспечения. Пятая группа – поставщики средств и предметов труда. Это производители факторов производства, часто связанные с данным предприятием долгосрочными соглашениями. Их более всего интересует информация о финансовой устойчивости, ликвидности предприятия, о его стратегических планах.
Шестая группа – покупатели (клиенты) предприятия. Они обеспечивают платежеспособный спрос на его продукцию. Для них важна информации о её качестве, цене, о состоянии запасов готовой продукции и о финансовом состоянии предприятия.
Седьмая группа – общество, а также государство в лице налоговых органов. Данных пользователей интересует информация о финансовых результатах
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.