Культура и модернизация, как факторы, влияющие на различия в ценностных ориентациях у представителей разных субъектов Российской Федерации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Российская академия государственной службы

при президенте Российской Федерации

Волгоградская академия государственной службы

Институт управления

Кафедра социологии и психологии

Дисциплина: социальная психология

Курсовая работа

Культура и модернизация, как факторы, влияющие на различия в ценностных ориентациях у представителей разных субъектов Российской Федерации

Выполнил:

студент гр. П-201

Руководитель:

кандидат психол. наук, доцент

Волгоград

2001

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Ценностные ориентации: механизмы и условия            формирования. 6

§1. Развитие представлений о ценностных ориентациях в                           психологической науке. 6

§2. Культура, модернизация и общество. 20

Глава 2. Экспериментальное изучение различий ценностных                  ориентаций в субъектах Российской Федерации. 34

§1. Измерение ценностей. 34

§2. Результаты исследования различий ценностных ориентаций и  их обсуждение. 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 53

Введение

Человек – субъект культуры: в своей деятельности, в поступках, в мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Культура, как онтологические корни, питающие и взращивающие личность, обеспечивает человека образцами и средствами решения личностных задач. Ценность – один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. С другой стороны человек является живым организмом, он конечен.

По Н.А.Бердяеву одной из центральных характеристик человеческого существования является противоречие между временностью его бытия (биологическая жизнь) и его принадлежностью к вневременному (к культуре) – Н.А.Бердяев говорит о «пребывающей в человеке вечности». Этой вечностью для человека является такие показатели культуры, как язык, структура семьи, религия, уровень жизни и, конечно,  ценности.

На это же указывает и С.Л.Франк – один из самых глубоких русских философов. Он указывает не только на противоречие между временным и вневременным, но и на их сосуществование, на необходимую связь между ними. Сущность этой связи состоит в следующем: «…самый общий смысл самобытия заключается, очевидно, в том, что в его лице безграничное выступает в конкретной форме ограниченного». Таким образом, бесконечное, вневременное проявляется во временном; более того, оно является его основанием. Духовное, вневременное бытие является основанием бытия телесного, временного, мало того, оно является его осмысляющим основанием.

Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, Десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Исследование ценностей в настоящее время рассматривается как наиболее важное и актуальное направление.

Признается, что ценности, доминирующие в обществе – это главный элемент культуры, и ценностные приоритеты индивидов реализуются в основных целях поведения, а опыт повседневной жизни в меняющихся экологических и социологических условиях напрямую влияют на ценности. Таким образом, через анализ факторов, влияющих на ценности, можно проследить направление изменения ценностей и отчетливо увидеть изменения, происходящие в культуре и личности.

Проблема изучения ценностей и факторов их формирования для современной России имеет особое значение, поскольку Россия – поликультурная страна, а в ситуации нестабильности, изменение системы ценностей вызывает необходимость особо тщательного социально-психологического анализа.

Истоки концепции ценностностных ориентаций усматривают в работах У.Томаса и Ф.Знанецкого, впервые категориально употребивших сам термин, переинтерпретировав понятие attitude (отношение) в переживание личностью значимости какого-либо явления. В качестве теоретического основания концепции ценностных ориентаций и личностных ценностей называют учение М.Вебера о ценностно-рациональном действий.

Объектом исследования в данной работе выступают ценностные ориентации и личностные ценности представителей субъектов Российской Федерации, предметом - факторы,  влияющие на них. Этими факторами являются культура, модернизация и референтная группа, в условиях которых индивид формирует свою личность. Выявление влияния этих факторов требуют междисциплинарного подхода, поэтому в исследования будут привлечены знания из таких наук как этническая психология, политология, история, социология, психология, культурология, философия.

Практически важно выяснить насколько влияют культура, модернизация на ценности индивида и влияют ли вообще. Необходимо изучить историю вопроса, проследить развитие представлений о ценностях. Задачей работы можно так же считать теоретическое обоснование

Похожие материалы

Информация о работе