Министерство образования Российской Федерации
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
_________________________________________________________________________________________________________________
О. А.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Великий Новгород
2000
Министерство образования Российской Федерации
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
_________________________________________________________________________________________________________________
О. А.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Методические рекомендации для студентов и преподавателей к семинарским и практическим занятиям
Великий Новгород
2000
ББК 88.5 Печатается по решению
Ч 82 РИС НовГУ
Рецензенты:
, канд. психол. наук,
, доктор мед. наук, профессор
Ч 82 Психология управления: Методические рекомендации для студентов и преподавателей к семинарским и практическим занятиям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 24 с.
Рекомендации могут использоваться в качестве учебно-методического обеспечения преподавания курса "Психология управления". Они содержат основные вопросы семинарских и практических занятий, список литературы, составленный в соответствии с учебной программой курса, ключевые понятия, домашние задания для самостоятельной работы, творческие задания, социально-психологические тренинги, деловые игры, контрольные работы.
Предназначены для преподавателей и студентов, а также для менеджеров, желающих повысить свою профессиональную компетентность.
ББК 88.5
© НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000
©
, 2000
Моим студентам - менеджерам ХХI века
В методических рекомендациях дается авторское изложение содержания семинарских и практических занятий по дисциплине "Психология управления". Я посвящаю их моим студентам - будущим менеджерам ХХI века, так как именно в молодом возрасте личность может глубоко эмоционально рефлексировать на свое прошлое, настоящее и будущее и свободно ориентироваться и действовать в нестандартных ситуациях в соответствии со своими ценностными ориентациями и нравственными чувствами.
Основной целью преподавания дисциплины является формирование системных знаний и представлений о психологических закономерностях управленческой профессиональной деятельности менеджера и его умений работать с людьми и решать управленческие задачи на основе учета их психологии.
Задачи изучения дисциплины:
- развитие рефлексивных способностей и умений студентов к видению психологической реальности во всей ее полноте, формирование психологической позиции менеджера;
- овладение системой знаний психологических аспектов реализации основных управленческих функций;
- изучение широкого спектра психологических феноменов и их диалектической взаимосвязи с организационными факторами;
- изучение многообразных факторов и обстоятельств, влияющих на эффективность деятельности членов организации;
- развитие у студентов мотивационной и ориентировочной основы профессиональной деятельности будущих менеджеров.
Студенты дневного отделения задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям получают от преподавателя после того, как прослушают цикл лекций по данной дисциплине. Межсессионные задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям студенты заочного отделения также получают от преподавателя после того, как прослушают лекционный курс.
Приступая к их выполнению по любой теме, прежде всего ознакомьтесь с планом занятия и изучите данную тему в разделе учебника и учебных пособий. Далее при подготовке к семинару прочтите и законспектируйте обязательную основную литературу и по своему выбору дополнительную литературу к теме, раскройте все пункты плана. Критерием вашей готовности при этом будет ваше умение ответить на все указанные вопросы, используя предлагаемые источники, а также наличие соответствующих конспектов.
Готовясь к семинарским и практическим занятиям, сначала ознакомьтесь по учебной литературе в целом и конспектам своих лекций с общей характеристикой данного психического явления, феномена и спецификой его протекания в управленческой деятельности менеджера. После этого тщательно изучите задание и вновь перечитайте необходимые разделы учебных пособий, обращайте особое внимание на вопросы, относящиеся к данной проблеме.
На следующем этапе изучите предлагаемые вам в задании методы и конкретные методики исследования, творческие задания, социально-психологические тренинги общения, ситуационно-ролевые игры и др.
Заготовьте документацию для фиксации и оформления материалов (разметьте графы дневника, предложите свою схему для регистрации наблюдений, составьте анкету и т.д.).
Затем приступайте к выполнению работы, точно следуя рекомендациям. При проведении экспериментов имейте в виду, что наблюдаемые вами феномены могут быть не только возрастными, но и индивидуальными, поэтому вам не следует ставить под сомнение результаты, которые не совпадают с данными психологической литературы. В таких случаях повторите исследование и, убедившись, что результаты подтвердились, постарайтесь выявить, имеются ли отклонения от возрастных норм, и если да, то какими причинами они вызваны. Если при выполнении заданий у вас возникнут затруднения, то обратитесь за консультацией к преподавателю, самостоятельно не вносите в задание даже незначительные свои изменения.
Показателем вашей готовности к семинарским и практическим занятиям явится не только полученный по указанным методикам, тестам и обработанный экспериментальный материал, но в первую очередь умение провести количественный и качественный анализ, т.е. проанализировать полученное соотношение количественных данных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.