сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров – разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей. Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям. Наблюдая на протяжении ряда лет за формированием организма, мы обычно интересуемся состоянием их здоровья, физического развития и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями. Комплекс этих показателей создает полное представление об организме детей. Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности детей, уровень их общей физической подготовленности.
Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение. Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков. Например, чем лучше у подростка будет развита быстрота, тем быстрее он будет пробегать короткие дистанции, быстрее будет вести мяч, играя в футбол, быстрее перемещаться в любых других играх, то есть высокий уровень развития быстроты будет положительно сказываться на выполнении конкретных физических упражнений. То же можно сказать о развитии силы и выносливости. Следовательно, развивать эти качества нужно в первую очередь в плане общей физической подготовки, используя для данной цели соответствующие наиболее эффективные средства. Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки.
В англосаксонских государствах корни пустило медицинское направление, которое получило наибольший расцвет после I мировой войны. Успехи и образцовые школы этого направления, включая зрелищные демонстрации, вызвали большой отклик во всем мире. Его влияние чувствовалось даже в учебных планах по физическому воспитанию в школах Центральной Европы. Однако с начала 1920-х годов оно постепенно отодвигалось на задний план. В наши дни это направление прижилось лишь только в школах штата Нью-Йорк, Филиппин, Индии, Ирана, Пакистана и некоторых стран Центральной Америки.
У медицинской или по-другому называемой - социально-гигиенической концепции физического воспитания было два явно слабых момента. Один из них состоял в том, что эта концепция не служила воспитанию смены первоклассных спортсменов в соответствии с требованиями спортивных руководителей, тренеров и менеджеров. Второй, это чрезмерно твердая система не давала возможностей для экспериментов в области педагогических реформ, которые в то время культивировались в Соединенных Штатах Америки и Канаде. Тревога звучала и в высказываниях различных критиков. "Не дает жизненного размаха детской деятельности", "Далека от индивидуальных личных впечатлений, не приспосабливается к природе детей", "Не содержит в себе признака личности". Нет необходимости дальше перечислять эти аргументы, авторы которых почти дословно цитировали их из работ Эдуарда Клапареда (1873-1944), Адольфа Ферри (1879-1960), Джона Деви (1859-1952), Вильяма Килпатрика (1871-1965).
Однако в середине 1920-х годов в условия относительной консолидации возможности развития физкультуры уже видели в так называемом "самовоспитательном" направлении. Исходным пунктом его было учение о единстве тела и души человека. В области физического воспитания это толкуется таким образом, что преподаватель неправильно поступает в том случае, если он отдает предпочтение социальной гигиене или в ходе выполнения упражнений делает главный акцент на физической кондиции, а также на координации движений. Преподаватель физкультуры не может исполнять функции ни офицера-инструктора, ни участкового врача. Его главная задача состоит в том, чтобы помочь детям в их "стремлении к самовыражению". Даже допустимо и то, чтобы ученики сами выбирали учебный материал
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.