Существует представление о том, что возможно использование прав одним субъектом в противоречии с их назначением, в противоречии с правами и интересами других субъектов или общества, то есть, возможно, злоупотребление правом. Но термин "злоупотребление правом" лишен смысла, поскольку соединяет исключающие друг друга понятия. Осуществление права не может быть противоправным, а, следовательно, и злоупотреблением. Действия, называемые злоупотреблением правом в действительности совершаются за пределами права, когда лицо переходит границы разрешённого, то есть действует вопреки праву.
Только закон (нормативный акт) определяет границы права. Не исключается, что в отдельных случаях в самом законе граница проведена не в полном соответствии с общественными и личными интересами. Однако и в таких случаях изменение закона допустимо путём, указанным в законе, то есть изменение его законодателем. "Исправление", "улучшение" закона в порядке его применения, в том числе и судебной практикой, недопустимо.
В развитой, полноценной правовой системе должна соблюдаться некая юридическая иерархия норм и законность правовых актов. Существует иерархия между законами и подзаконными актами, а также иерархия самих законов и иерархия подзаконных актов. Законы неоднозначны по своей юридической силе. Высшей юридической силой обладают конституционные законы по отношению к текущим законам; союзные законы по отношению к законам союзных и автономных республик (Мы знаем, что именно так и было во времена, предшествовавшие пресловутой "перестройке" и последовавшей за ней не менее кошмарной "реформации" . Какой хаос царит в правовой системе так называемой "демократической " России - общеизвестно. Как в законодательной , так и в правоприменительной сфере) . Иерархия предполагает, что закон низшей юридической силы должен соответствовать закону высшей юридической силы; не подлежит применению текущий закон, противоречащий конституционному; не применяется республиканский закон, противоречащий союзному; не имеет силы закон, противоречащий новому закону равной юридической силы. Как и законы, подзаконные акты находятся в строгой иерархии.
Не исключено, когда подзаконный акт нижестоящего органа соответствует акту вышестоящего, однако последний издан с нарушением закона. В этом случае все подзаконные акты, не соответствующие закону, являются противозаконными. При коллизии подзаконных актов, изданных одним органом, применению подлежит более новый по времени издания акт.
Неисполнение предписаний нормативного акта, хотя и формально не отменённого, но не удовлетворяющего требованиям иерархии и законности, не может квалифицироваться как П.
7. Классификация правовых норм.
Правовая норма – общеобязательное поведение, сложившееся в общественной практике (в результате многократной повторяемости этого отношения) санкционированное государством и опирающееся на возможность принуждения со стороны государства. Прав. нормы классифицируются:
1.по степени обязательности: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и можно выбрать) в)рекомендательные.
По содблюдению правомочия в норме: а)нормы, содержащие запреты б)обязывающие
в)управомачивающие
Любая правовая норма определяется по формуле “если … то … иначе …” . Главное деление правовых норм – на регулятивные (делящиеся на обязывающие, запрещающие и управомачивающие) и охранительные. Факультативные нормы – позволяют при опр. условиях отступать от главного варианта поведения, избирая запасной. Рекомендательная норма – из нескольких вариантов поведения рекомендуется один. Также деление на абсолютные определенные нормы (формулирующие правило, условие его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой) и относительно определенные (допускающие возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Они дел. на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть нормы основные (исходные) и производные (детализирующие); постоянные и временные. Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выделяют специализированные: дефинитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов), нормы-принципы, оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения), коллизионные (позволяющие решать дело в случае конфликта норм).
1-я часть прав. нормы - гипотеза, которая представляет собой отношение условий, при наличии которых норма действует. Юридические факты, содержащиеся в гипотезе – факты объективной реальности, с которой право связывает наступление тех или иных юридических последствий: простые (одно условие) и сложные.
2-я часть прав. нормы - диспозиция – собственно правило поведения: императивные, диспозитивные, рекомендательные или простые и сложные.
3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелательные последствия, которые могут наступить
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.