nг- скорость вращения якоря, с-1.
С другой стороны, можно записать следующую простую зависимость:
Er=CerBб,Ur (2.3) Где Cer=pNatl/a - магнитная постоянная ТГ.
Значение индуктивности в воздушном зазоре определяется по характеристике холостого хода или по кривой намагничивания ^
Где Fi - результирующая н.с. обмотки возбуждения ТГ.
Генератор ГП311Б, несмотря на размер, обладает значительной величиной реакции якоря. Для любого режима его работы справедливо следующее уравнение результирующей н.с:
F=FB+FA, (2.4)
Где FAFB - н.с. - обмотки возбуждения и реакции якоря.
Так как, магнитная система ТГ представляет собой нелинейную цепь, то влияние реакции якоря, в общем случае, является функцией двух переменных тока возбуждения и тока якоря, которую запишем в виде: FA=f2(IBr,Ir), (2.5)
Тогда аналогичную функцию в воздушном зазоре можно определить из следующей функциональной зависимости:
Bб=f1[IВГWвг -f2(IВГ,Iг)] (2.6)
где WBГ - число витков обмотки возбуждения ТГ.
Если вместо Bбввести в формулу (2.3) выражение (2.6), то получим:
Eг=СеГUГ{f1[IВГWВГ-f2(IВГ,IГ)]} (2.7)
После подстановки выражения (2.7) в (2.1), уравнение математической модели нагружения ТГ будет иметь вид:
UГ=CenГ{fl[lBГWBГ -f2(lBГIГ)]}IГRГ -2UЩ,(2.8)
Функциональную зависимость (2.6) представляем следующим образом:
f1[IВГWВГ-f2(IВГ,IU)]=f1(IВГ,WВГ)-f1[f2(IВГ,IГ)]
f1(IВГWВГ)CЕГnГ=Eгх
f1[f2(IВГ,IГ) CЕГnГ=∆E
Тогда уравнение модели (2.8) можно записать так:
UГ=Eгх-∆E- IГRГ, (2.10)
где ЕГХ - ЭДС ТГ при холостом ходе, В;
Е - величина, учитывающая реакцию якоря, В. При переходе к понятию полного падения напряжения в цепи якоря ∆UГ =∆Е + IГRГ +2Uщ, окончательное уравнение модели примет вид:
Uг= Eгх -∆U, (2.11)
Для того чтобы эта модель была содержательной, объекту необходимо очень точно учитывать полное падение напряжения.
Рассмотрим на оси F отрезок OF, равный в масштабе н.с. F главного полюса и восстановим перпендикуляр до пересечения с кривой.
Точка и характеризует индукцию Bвв воздушном зазоре ТГ. При некотором токе якоря IГ возникает поперечная н.c.
Faq=atA, (2.12)
где А = - линейная тяговая нагрузка;
DАГ - диаметр якоря ТГ.
Они вызывают ослабление магнитного потока под одним краем магнитного потока над другим главного полюса ТГ. Если отложить на рис 2.1 вправо и влево от точки Р отрезок PN и РД, равные -, то кривая HKR покажет распределение индукции под полюсом. Площадь SMiRD, ограниченная этой кривой, является энергией этого магнитного потока при действии по прямой реакции якоря, тогда как площадь Smcp- при холостом ходе.
Очевидно, что уменьшение общего потока полюса будет определяться разностью этих площадей. Отсюда следует очевидное соотношение:
где Фо, EГП- магнитный поток главных полюсов и ЭДС якоря при холостом ходу, определяются из переходных кривых Ф0=f(F)
Фр и Ега - уменьшение потока и ЭДС при нагрузке.
При помощи наших расчетов реакция якоря определяется как функция двух переменных тока якоря 1Г и тока возбуждения 1Вг-
В данной работе предложен метод, который позволяет получить аналитическое уравнение площади криволинейной функции smRDиз переходной характеристики, апраксимированной сложным многочленом по методу наименьших квадратов.
Пусть имеется переходная характеристика Era=f(F), построенная по характеристике холостого хода или кривой намагничивания O0=f(F). Как известно, суммарная н.с, затрачиваемая на создание магнитного потока равна: F=F6+F3+Fc+Fn+Fя (2.14)
где FбF3 - н.с. воздушного зазора и зубцового слоя якоря;
Fc,Fn,Fя - н.с. спинки якоря, полюсов сердечника и якоря.
Для получения переходной характеристики Ern=f(F) исключим магнитные сопротивления сердечников, полюсов и якоря генератора, т.е. считаем, что апроксимируя эту зависимость сменным многочленом:
ЕГП = (2.15)
К = 1.2.3.....n
Реакцию якоря выразим через эквивалентный ток обмотки возбуждения генератора:
(2.16)
Тогда площадь криволинейной функции Snhrd запишем в виде:
Snhrd= (2.17)
где a,b - пределы интегрирования, равные:
a=IВГ- (2.18)
b= IВГ- (2.19)
С другой стороны, предел а и b можно выразить через токи 1ВГ и 1Г, заменив значения н.с. Faq формулой (2.12), подставив, получим:
а=1Вг-Кг1г (2.20)
в=1вг+Кг1г (2.21)
где кг =коэффициент генератора.
Таким образом, величина реакции якоря представляется как функция двух переменных - тока возбуждения 1ВГ и тока якоря 1Г, которую можно определить аналитически из соотношения (2.13) подставив в него значения площади из (2.17):
(2.22)
ИЛИ
(2.23)
Полное сопротивление цепи якоря ТГ принятое для следующих расчетов, равно:
Rr=Kшт{Rдг+Rдп)=4,065* 10-3 Ом (2.24)
Где Кщт - поправочный коэффициент, полученный из анализа нагрузочных характеристик генераторов ГП311Б.
Из экспериментальных данных можно сделать вывод, что в реальном генераторе появляется не только поперечная, но и продольная реакция якоря, потому, что с ростом насыщения магнитной системы ее величина не изменяется.
Продольная реакция якоря зависит от угла поворота щеток относительно геометрической нейтрали, которой является случайной величиной. В связи с этим, предлагается определить полное падение напряжения в цепи якоря ТГ по экспериментальным данным, в которых участвуют все виды падений напряжения:
∆U= ∆EГ+lГRГ+2Uщ
Наилучшее приближение к экспериментальным данным, которые учитывают все виды падения напряжения, получается, по функции двух переменных следующего вида:
∆U=gГЕГХIГ (2.24)
где Пг,Пгм — фактическая и максимальная скорость вращения ТГ;
gГ=0,91 10-8 - поправочный коэффициент. Для упрощения расчетов характеристики холостого хода ТГ опроксимированны степенным многочленом: Егх=6+14,31вг-0,1Iдг2+0,25 10-3IВГ3 (2.25)
Тогда уравнение математической модели с учетом (2.24) и (2.25) будет иметь вид:
(2.26)
Расчетные данные, полученные по формуле (2.24) приведены в табл. 2.1.
Таблица2.1
Расчетные значения |
[ полного падения напряжения, |
В |
|||||
Ток |
Ток возбуждения, А |
||||||
якоря,А |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
120 |
|
1000 |
2,33 |
4,02 |
5,12 |
5,88 |
6,35 |
6,6 |
|
2000 |
9,34 |
15,90 |
20,50 |
23,50 |
25,40 |
26,4 |
|
3000 |
21,03 |
36,80 |
46,10 |
52,90 |
57,20 |
- |
|
4000 |
37,40 |
63,70 |
81,90 |
94,00 |
- |
- |
|
5000 |
68,40 |
89,5 |
128,10 |
- |
- |
- |
|
6000 |
84,10 |
113,2 |
- |
- |
- |
- |
Таблица 2.2
Полное падение напряжения в |
цепи ТГ, В |
||||||
Ток |
Ток возбуждения, А |
||||||
якоря,А |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
120 |
|
1000 |
4,4 |
5 |
81 |
8 |
7 |
6,5 |
|
2000 |
10 |
18,3 |
21 |
24 |
23,8 |
23,5 |
|
3000 |
15,8 |
32 |
43,1 |
42,4 |
40,8 |
- |
|
4000 |
35,3 |
54 |
78,2 |
76 |
- |
- |
|
5000 |
60 |
98,7 |
114,3 |
- |
- |
- |
|
6000 |
71 |
119,3 |
- |
- |
- |
- |
Как видно из таблиц 2.1 и 2.2 полученная зависимость очень точно воспроизводит падение напряжения и реакции якоря ТГ. Погрешность апроксимации нагрузочных характеристик в рабочем диапазоне тока и напряжения не превышает 1-4%.
вывод
Математическое регулирование работы ТГ путем создания математической модели ТГ позволяет регулировать параметры электрической передачи тепловоза и ее гиперболическую настройку без сложных реостатных испытаний. Что позволяет сэкономить энергоносители (дизельное топливо) и улучшить эксплуатацию тепловоза по всем тягово-энергетическим показателям.
Применение безреостатных испытаний ДГУ и ЭП тепловоза позволит сэкономить средства депо и дает большой экологический эффект в области локомотивостроения и эксплуатации тепловозов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.