Проведение нагрузочных испытаний тепловозов, страница 2

nг- скорость вращения якоря, с-1.

С другой стороны,  можно записать следующую простую зависимость:

Er=CerBб,Ur      (2.3) Где Cer=pNatl/a - магнитная постоянная ТГ.

Значение индуктивности в воздушном зазоре определяется по характеристике холостого хода или по кривой намагничивания ^

Где Fi - результирующая н.с. обмотки возбуждения ТГ.

Генератор    ГП311Б,    несмотря    на    размер,    обладает значительной величиной реакции якоря. Для любого режима его работы справедливо следующее уравнение результирующей н.с:                               

                             F=FB+FA,        (2.4)

 Где FAFB - н.с. - обмотки возбуждения и реакции якоря.

Так    как,    магнитная    система    ТГ    представляет    собой нелинейную цепь, то влияние реакции якоря, в общем случае, является функцией двух переменных тока возбуждения и тока якоря, которую запишем в виде: FA=f2(IBr,Ir),       (2.5)

Тогда аналогичную  функцию  в  воздушном  зазоре  можно определить из следующей функциональной зависимости:

Bб=f1[IВГWвг -f2(IВГ,Iг)]       (2.6)

где WBГ - число витков обмотки возбуждения ТГ.

Если вместо Bбввести в формулу (2.3) выражение (2.6), то получим:

 EгеГUГ{f1[IВГWВГ-f2(IВГ,IГ)]}         (2.7)

После   подстановки   выражения   (2.7)   в   (2.1),   уравнение математической модели нагружения ТГ будет иметь вид:

UГ=CenГ{fl[lBГWBГ -f2(lBГIГ)]}IГRГ -2UЩ,(2.8)

Функциональную зависимость (2.6) представляем следующим образом:

f1[IВГWВГ-f2(IВГ,IU)]=f1(IВГ,WВГ)-f1[f2(IВГ,IГ)]

f1(IВГWВГ)CЕГnГ=Eгх

f1[f2(IВГ,IГ) CЕГnГ=∆E

Тогда уравнение модели (2.8) можно записать так:

UГ=Eгх-E- IГRГ,        (2.10)

где ЕГХ - ЭДС ТГ при холостом ходе, В;

Е - величина, учитывающая реакцию якоря, В. При переходе к понятию полного падения напряжения в цепи якоря UГ =Е + IГRГ +2Uщ, окончательное уравнение модели примет вид:

Uг= Eгх -U,    (2.11)

Для того чтобы эта модель была содержательной, объекту необходимо очень точно учитывать полное падение напряжения.

Рассмотрим на оси F отрезок OF, равный в масштабе н.с. F главного полюса и восстановим перпендикуляр до пересечения с кривой.

Точка и характеризует индукцию Bвв воздушном зазоре ТГ. При некотором токе якоря IГ возникает поперечная н.c.

Faq=atA,         (2.12)

где А =  - линейная тяговая нагрузка;

DАГ - диаметр якоря ТГ.

Они вызывают ослабление магнитного потока под одним краем магнитного потока над другим главного полюса ТГ. Если отложить на рис 2.1 вправо и влево от точки Р отрезок PN и РД, равные -, то кривая HKR покажет распределение индукции под полюсом. Площадь SMiRD, ограниченная этой кривой, является энергией этого магнитного потока при действии по прямой реакции якоря, тогда как площадь Smcp- при холостом ходе.

Очевидно, что уменьшение общего потока полюса будет определяться разностью этих площадей. Отсюда следует очевидное соотношение:

где Фо, EГП- магнитный поток главных полюсов и ЭДС якоря при холостом ходу, определяются из переходных кривых Ф0=f(F)

Фр и Ега - уменьшение потока и ЭДС при нагрузке.

При помощи наших расчетов реакция якоря определяется как функция двух переменных тока якоря 1Г и тока возбуждения 1Вг-

В данной работе предложен метод, который позволяет получить аналитическое уравнение площади криволинейной функции smRDиз переходной характеристики, апраксимированной сложным многочленом по методу наименьших квадратов.

Пусть     имеется     переходная     характеристика     Era=f(F), построенная   по   характеристике   холостого   хода   или   кривой намагничивания     O0=f(F).     Как     известно,     суммарная     н.с, затрачиваемая на создание магнитного потока равна: F=F6+F3+Fc+Fn+Fя           (2.14)

где FбF3 - н.с. воздушного зазора и зубцового слоя якоря;

Fc,Fn,Fя - н.с. спинки якоря, полюсов сердечника и якоря.

Для получения переходной характеристики Ern=f(F) исключим магнитные сопротивления сердечников, полюсов и якоря генератора, т.е. считаем, что апроксимируя эту зависимость сменным многочленом:

                        ЕГП = (2.15)

К = 1.2.3.....n

Реакцию   якоря   выразим   через   эквивалентный   ток   обмотки возбуждения генератора:

                                   (2.16)

Тогда площадь криволинейной функции Snhrd запишем в виде:

  Snhrd=         (2.17)

где a,b - пределы интегрирования, равные:

     a=IВГ-     (2.18)

     b= IВГ-     (2.19)

С другой стороны, предел а и b можно выразить через токи 1ВГ и 1Г, заменив значения н.с. Faq формулой (2.12), подставив, получим:

                 а=1Вг-Кг1г  (2.20)

                  в=1вгг1г (2.21)

где кг =коэффициент генератора.

Таким образом, величина реакции якоря представляется как функция двух переменных - тока возбуждения 1ВГ и тока якоря 1Г, которую можно определить аналитически из соотношения (2.13) подставив в него значения площади из (2.17):

              (2.22)

ИЛИ

            (2.23)

Полное сопротивление цепи якоря ТГ принятое для следующих расчетов, равно:

Rr=Kшт{Rдг+Rдп)=4,065* 10-3 Ом    (2.24)

Где Кщт - поправочный коэффициент, полученный из анализа нагрузочных характеристик генераторов ГП311Б.

Из экспериментальных данных можно сделать вывод, что в реальном генераторе появляется не только поперечная, но и продольная реакция якоря, потому, что с ростом насыщения магнитной системы ее величина не изменяется.

Продольная реакция якоря зависит от угла поворота щеток относительно геометрической нейтрали, которой является случайной величиной. В связи с этим, предлагается определить полное падение напряжения в цепи якоря ТГ по экспериментальным данным, в которых участвуют все виды падений напряжения:

 ∆U= EГ+lГRГ+2Uщ

Наилучшее приближение к экспериментальным данным, которые учитывают все виды падения напряжения, получается, по функции двух переменных следующего вида:

 ∆U=gГЕГХIГ (2.24)

где Пг,Пгм — фактическая и максимальная скорость вращения ТГ;

gГ=0,91 10-8 - поправочный коэффициент. Для упрощения расчетов характеристики холостого хода ТГ опроксимированны степенным многочленом: Егх=6+14,31вг-0,1Iдг2+0,25 10-3IВГ3   (2.25)

Тогда уравнение математической модели с учетом (2.24) и (2.25) будет иметь вид:

(2.26)

Расчетные данные, полученные по формуле (2.24) приведены в табл. 2.1.

Таблица2.1

Расчетные значения

[ полного падения напряжения,

В

Ток

Ток возбуждения, А

якоря,А

20

40

60

80

100

120

1000

2,33

4,02

5,12

5,88

6,35

6,6

2000

9,34

15,90

20,50

23,50

25,40

26,4

3000

21,03

36,80

46,10

52,90

57,20

-

4000

37,40

63,70

81,90

94,00

-

-

5000

68,40

89,5

128,10

-

-

-

6000

84,10

113,2

-

-

-

-

Таблица 2.2

Полное падение напряжения в

цепи ТГ, В

Ток

Ток возбуждения, А

якоря,А

20

40

60

80

100

120

1000

4,4

5

81

8

7

6,5

2000

10

18,3

21

24

23,8

23,5

3000

15,8

32

43,1

42,4

40,8

-

4000

35,3

54

78,2

76

-

-

5000

60

98,7

114,3

-

-

-

6000

71

119,3

-

-

-

-

Как видно из таблиц 2.1 и 2.2 полученная зависимость очень точно воспроизводит падение напряжения и реакции якоря ТГ. Погрешность апроксимации нагрузочных характеристик в рабочем диапазоне тока и напряжения не превышает 1-4%.

вывод

Математическое регулирование работы ТГ путем создания математической модели ТГ позволяет регулировать параметры электрической передачи тепловоза и ее гиперболическую настройку без сложных реостатных испытаний. Что позволяет сэкономить энергоносители (дизельное топливо) и улучшить эксплуатацию тепловоза по всем тягово-энергетическим показателям.

Применение безреостатных испытаний ДГУ и ЭП тепловоза позволит сэкономить средства депо и дает большой экологический эффект в области локомотивостроения и эксплуатации тепловозов.