СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Сущность классно-урочной системы обучения
2.
Методы работы в парах
2.1.
История разработки метода
2.2.
Технология коллективного взаимообучения
2.3. Дифференциация и индивидуализация как необходимые условия повышения
эффективности обучения
2.4. Взаимное
обучение: возможности и пределы возможностей
3.
Опыт учителей, работающих по методу Дьяченко
3.1.
Особенности коллективной познавательной деятельности учащихся
3.2. Пример
методики использования динамических пар на занятиях по физике
Заключение
Литература
Приложения
Введение
На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт
обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В.
К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения
на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих
пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и
анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования
учащихся. Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план
нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе.
Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт
творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности,
которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть
направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели
и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель
обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы,
представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся.
Актуальной целью становится создание личностного потенциала
человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих
предметных и социальных ситуациях, а содержанием все то, что обеспечивает достижение
этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что
усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально
или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на
внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с
помощью репродуктивных или активных форм. Обьектом исследования в моей работе
является процесс обучения, а предметом формы его организации. Целью работы
является выявление таких форм организации процесса обучения, которые
обеспечивают условие полноценного развития личности учащихся в традиционных и
инновационных системах обучения. Можно выдвинуть следующую гипотезу, если
учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный
процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными
самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения
школьников.
При рассмотрении структуры урока в зависимости от его типа
целесообразно выделить перечень структурных элементов учебного занятия (урока),
комбинирование которых может представить множество вариантов. Раскрывая понятия
типологии и структуры, следует обратить внимание на неисчерпаемость резервов
урока как формы и как системы для совершенствования в обозримом будущем.
Примером этому могут служить системы С. Н. Лысенковой, И. И. Гузика, И. Унт, В.
К. Дьяченко и других новаторов, которые дают эффективные результаты в рамках
существующей классно-урочной системы. Среди общих требований, которым должен
отвечать современный качественный урок, И. П. Подласый выделяет следующие:
1.
Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики,
построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2.
Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3.
Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся
с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.
4.
Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5.
Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень
развития учащихся.
6.
Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7.
Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8.
Эффективное использование педагогических средств.
9.
Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.
10.
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных
приёмов мышления и деятельности.
11.
Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.
12.Тщательная
диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
В.К. Дьяченко,
активный сторонник коллективного обучения, подчеркивает, что при общеклассной
(фронтальной) работе почти исключается сотрудничество и товарищеская
взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все ученики делают одно и
то же, они не привлекаются к управлению