Введение
1. Основные методы и приемы обучения
2. Роль психологического склада личности в процессе обучения
3. Свойства и функции малых групп
4. Дидактика
5. Методы обучения
Литература
Введение
Обучение - это целенаправленный, организованный процесс формирования у различных категорий людей знаний, навыков и умений в конкретной области деятельности. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все важнейшие, основные функции педагогического процесса - образовательная, развивающая и воспитывающая.
Успешная реализация каждой из этих функций предполагает решение определенной группы задач обучения. Так, в группу образовательных задач входит формирование знаний, выработка специфических умений и, наконец, накопление необходимого личного опыта практической работы в той или иной области профессиональной деятельности. Даже простое перечисление задач свидетельствует о многозначности образовательной функции, и главная обязанность преподавателя в процессе решения этих задач состоит в том, чтобы не забыться, не увлечься одной какой-либо стороной образования. Получается, что следить нужно за выполнением всех задач практически одновременно. Это означает, что беспокоиться он должен а формировании системы профессиональных и экономических знаний, навыков и умений, причем связанных не с абстрактным теоретизированием, а с выполнением конкретных программ и заданий. Поэтому для изучения должна отбираться только необходимая информация.
Сложность и противоречивость педагогического процесса как раз и проистекают из необходимости обеспечить, с одной стороны, систему знаний, а с другой - выполнение задач на практике. И выход из этого противоречия - в разумном соединении той и другой сторон, однако с сознательными педагогическими акцентами в области жизненных проблем. Задачи общего развития обучаемого лежат в плоскости развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер человека, в плоскости формирования навыков учебно-познавательной деятельности и в области развития его разного рода способностей и продуманно взвешенных потребностей. В центре группы задач педагогики, касающихся второй функции - развития личности в процессе обучения,- находится обязанность обеспечить развитие у обучаемых необходимых качеств экономического и технического мышления, продуктивных навыков рационализаторской деятельности, действенных приемов и методов самообразования, т. е. умения рационально учиться и образовываться. Воспитывающая функция обучения связана с решением группы задач воспитательного характера. Здесь и задачи самого высокого социального звучания - формирование зрелого мировоззрения и важнейших личностных качеств, образующихся в процессе идейно-политического, нравственного и эстетического воздействия, трудового, правового, физического воспитания и т. д. Для успешного воспитания в процессе обучения (вместе с обучением, одновременно с ним) требуются некоторые благоприятные условия, над созданием которых, возможно, придется потрудиться. Их не так уж много, но они существенно важны. Это действенная положительная мотивация учебной деятельности (ее можно выразить словами -я очень, очень хочу учиться); обучение на высоком уровне интеллектуальных, волевых и даже физических трудностей (словесная формула - учиться, оказывается, очень тяжело); насыщенность всех занятий положительными эмоциональными переживаниями (формула - учиться тяжело, но очень и очень интересно, мне нравится); высокая степень активности обучаемых (формула - больше выигрывает тот, кто более активен в учебе); осознание слушателями значения и сути учебного труда и необходимости учиться самим (формула-учиться очень нужно, причем деятельно, активно, и можно учиться самостоятельно). Обучение - процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему - педагогу, пропагандисту, преподавателю. Они и осуществляют одну сторону процесса обучения - преподавание. Вторая сторона этого процесса - учение, она реализуется в деятельности обучаемых, слушателей. Большое значение при этом имеют такие качества слушателей, как активность и самостоятельность. Хорошо, если слушатели сразу вступают в педагогический процесс с этими качествами. Но если их нет? Тогда задача преподавателя состоит в том, чтобы, действуя продуманно и педагогически грамотно, сформировать такие качества. Он создает благоприятные условия для их формирования, руководствуясь своими “словесными формулами”:
- я помогу тебе, чтобы ты очень захотел учиться;
- тебе учиться тяжело, но это временно, пока ты не “загорелся” идеей, мы ее найдем;
- тебе будет интересно учиться, если будешь работать интенсивно;
- я помогу тебе быть активным, но и ты помогай мне;
- я объясню тебе суть постоянной учебы, и ты все сможешь сделать сам.
Отечественная педагогика накопила ценный опыт создания таких условий, при которых успешно решаются указанные задачи. Данный опыт получил отражение в так называемой педагогике
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.