Структура профессиональных способностей преподавателя вуза

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Профессиональные важные

Качества учителя


План:

Введение

I Понимании качеств деятельностным подходом отечественной психологии.

1.  Качества и деятельность.

2.  Структура профессиональной деятельности вузовского преподавателя.

3.  Типология ученых.

II Структура профессиональных способностей преподавателя вуза.

1.  Гносеологический компонент

2.  Конструктивно-проективный компонент

3.  Организационный компонент

4.  Коммуникативный компонент.

5.  Перцептивно-рефлексивный компонент.

Заключение

Библиография


Введение

На исследование проблемы профессиональных качеств учителя наибольшее влияние оказали труды выдающихся теоретиков психологии Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова. Проблема педагогических способностей стала предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. Левитова, Ф. Н. Гоноболина, Н. Г. Куликова. Способности, необходимые в научной работе изучали Н. В. Кузьмина, З. Ф. Есарева, К. К. Платонов и другие.

Целью работы является рассмотрение педагогических и научных качеств как комплекса, включающего  гностический, конструктивный, организационный, коммуникативный компоненты. В процессе написания необходимо решить следующие задачи:

· дать определение и структуру качеств в рамках деятельностной концепции психологии;

· показав связь качеств с деятельностью, раскрыть специфику деятельности специалиста высшей школы; и в связи с этим

· выявить типологию ученых, данную зарубежными и отечественными специалистами;

· более полно раскрыть и проанализировать специальные качества как комплекс: гностические, конструктивно-проективные, организационные, коммуникативные, перцептивно-рефлекторные.

I Понимание качеств в деятельностной концепции отечественной психологии.

1.  Качества и деятельность

Уровень качеств наряду с направленностью личности и структурой ее компетентности является важнейшим субъективным фактором достижения вершин в профессионально-педагогической и научной деятельности.

Качества (способности) определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одной или нескольких видов деятельности[1]. Понятие качеств (способностей) не сводится только к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека, а характеризуют глубину, быстроту, прочность овладения той или иной деятельностью. Ф. Гальпан в XIX в. положил начало экспериментам и статистическому исследованию в этой области индивидуальных различий людей. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью и тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может стать условием успешности различных видов деятельности.[2]

Способности имеют свою структуру:

                                                    Способности

                      элементарные                                     сложные общие                                          частные       общие                   частные

Структура способностей[3]

Элементарными общими способностями являются присущие всем индивидам свойства (глубинный глазомер, способность к суждениям, воображению, эмоциональной памяти). Эти способности считаются врожденными.

Элементарными частными называются способности, составляющие отдельные свойства личности на основе индивидуального своеобразного обобщения соответствующих психических процессов элементарных, но не всем присущих (доброта, смелость, сообразительность, эмоционально-моторная устойчивость).

Сложными общими являются социально обусловленные способности, возникающие на основе элементарных (способность к труду, общению, речи, обучению и воспитанию). Они свойственны не всем людям в равной степени.

Сложные частные способности — это способности к конкретной специальной деятельности, профессиональные, в том числе и педагогические; способности к наукам (математические, музыкальные, изобразительные и т.д.). Структура способностей в высшей степени динамична и одни ее компоненты в значительной степени компенсируются другими. Формирование способностей происходит от простого к сложному, совершается в виде движения по спирали: реализуя возможности, которые представляют способности данного уровня, открывают новые возможности для развития способностей более высокого уровня.[4]

Поскольку способности влияют на качественные показатели формирования умений, навыков, они напрямую связаны с овладением мастерством при выполнении той или иной деятельности.

Схема этапов формирования умений такова:[5]

1.  Первичные умения.

Осознание цели действия и поиск способов ее выполнения, опирающихся на ранее приобретенные знания и навыки, деятельность методом "проб и ошибок".

2.  Недостаточно умелая деятельность.

Знание о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, несистематических для данной деятельности навыков.

3.  Отдельные общие умения.

Ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности, например, умение планировать свою деятельность.

4.  Высокоразвитое умение (навык).

Творческое использование умений и навыков в данной деятельности

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
99 Kb
Скачали:
0