Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети !
Глава IV. Праздник букваря ( день 84 ).
Амонашвили говорит о том, что в начале своей педагогической деятельности он не владел всеми методами работы с детьми, которые использует сейчас, и своих первых учеников он искренне жалеет. Сегодня Амонашвили отходит от скушных, однообразных, мучительных упражнений, даже отходит от так называемой картинной наглядности предметов в ознакомлении детей со звуком. Он говорит, что самой лучшей наглядностью слова может стать его модель(Примеры моделей).
После знакомства с буквой через модель, Ам. Предлагает детям разнообразные задания.
Необходимо включить процесс выработки у детей навыка чтения в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательной задачи.
Ам. предлагает 6 форм заданий ( ребусы, кроссворды, намеренные ошибки и т.п. ).
· Принцип составления первых учебников.
Ам. говорит о том, что ребенок 6 лет не терпит однообразия. Одна и та же книга ему быстро надоедает, поэтому педагог предлагает сделать учебники родного языка из 4 книжек:
1- Мир речевой действительности.
2- Мир тайн чтения.
3-4- Развитие интереса к чтению.
В книжках – ребусы, стихи, рассказы, которые дети читают, учат на выбор.Ам. считает, что главный принцип дидактики – принцып радости ! Книга должна нести радость.
· Спасибо тебе, букварь !
Праздник – утренник по поводу окончания изучения букваря. Дети говорят добрые слова в адрес своей первой книги.
· Поздраляет школа.
Директор каждого ученика поздравляет с окончанием изучения букваря.
· Ребенок – модель безграничности.
Первое в жизни сочинение шестилеток « Что меня радует и что меня огорчает ». Многие считаеют, что это не под силу детям этого возраста, но Ам. уже практиковал этот опыт в своей педагогической деятельности, результаты работ детей были ошеломляющие и Ам. сделал такой вывод:
Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения, способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостней.
· Право каждого ребенка.
Нельзя хозяйничать на уроке, нарушать ход мыслей детей, занятых решением учебно-познавательной задачи. Нужно беречь право каждого ребенка работать спокойно.
Ам. научил детей не делать лишних движений при работе, не шуметь не задавать вопросов. Если необходимо что-то спросить – подойти к учителю или поднять руку, чтобы учитель сам подошел.
· « Секреты » чуда.
Ам. волнуется смогут ли шестилетки написать сочинение, но его методическая система еще никогда не подводила, а состоит она из следующих разделов :
1. «Нулевики» овладевают способом структурного анализа слова, при помощи фишек.
2. Овладение квазиписьмом ( при помощи кружочков ).
3. Смешанная запись ( знакомые буквы – писать, незнакомые – кружочек ).
4. Предложения тоже модели ( при помощи полос выложенных прямоугольниками ).
Ам. для детей разработал тетрадь с упражнениями, решая письменные задачи, они постепенно овладевают навыками письма.
· Радости и горечи шестилеток.
Часто в сочинении можно уведеть настоящую проблему детей. Одним из способов решения подобных пороблем Ам. видит в организации совместного досуга взрослых и детей, педагог очень часто привлекает родителей в школу, устраивает с детьми концерты для мам и пап. Все это объединяет родителей и детей, упрочняет их отношения.
· Не просто обида.
Часто случается так, что на утренник к детям родители опаздывабт или вообще не приходят, в этом случае у детей возникает обида. Ребенку очень трудно перенести горе, вызванное родительским злом и связанное с разрушением семейной радости.
Ам. говорит конечно не только об утренниках, но и о разводах родителей, ссорах в семье … И когда родители просят педагога помочь ребенку, у которого такие сложные проблемы в семье, что что можно им ответить? Только педагогика ласки и любви, усиленной заботы и чуткости может здесь помочь.
Не сложно находить корни того, откуда возникают «трудные» дети – мы их делаем сами.
Глава V. Партитура школьного дня ( день 122 ).
· Музыка и педагогика.
Каждое утро идя в школу, Ам. несет с собой партитуру школьного дня. Проанализировав предыдущие дни, Ам. представляет себе день наступающий со всеми его воспитательными мелодиями, их вариациями. В его воображении разыгрывается все содержание общения с детьми в течение дня. Руководствуется при этом педагог следующими убеждением: настоящий современный педагог – это не тот, кто подталкивает своих питомцев к тому, к чему сам уже не имеет надежды быть причастным, а тот , кто «прибыл» из будущего, чтобы воодушевить их и повести за собой в это будущее, научить их утверждать идеалы будущего.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.