Диагностика и коррекция готовности к обучению в школе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по педагогике

на тему:

«Диагностика и коррекция готовности к обучению в школе»

МОСКВА 2000 г.


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение.......................................................................................... 3

2. Характеристика понятия коммуникативной готовности детей к обучению в школе............................................................................... 6

3. Моделирование процесса коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе.................................................. 7

4. Аналитические и практические аспекты психодиагностики и коррекции готовности детей к обучению в школе......................... 12

5. Комплексная оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе............................................................................. 21

6. Основные трудности определения готовности ребенка к школе................................................................................................. 28

7. Заключение:.................................................................................. 33

8. Использованная литература:........................................................ 35


1. Введение.

Оптимизация системы обучения и воспитания старших дошкольников осуществляется в контексте создания воспитательно-образовательных пространств как одного из определяющих факторов, позитивно, влияющих на процесс формирования у детей коммуникативной готовности к обучению в образовательном учреждении.

Сегодня стало уже аксиомой, что формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе невозможно без личностно-ориентированного подхода к растущей личности. Эту мысль разделяют многие ученые Ш.А. Амонашвили. И.А. Барташникова, Л.А. Венгер и А.Л. Венгер, Б.С. Волков и И.В. Волкова, А.З. Зак и др.

Исследуемая проблема является пограничной и находится на стыке ряда наук: общей педагогики, дошкольной педагогики, детской психологии, школоведения. возрастной физиологии, философской антропологии и др. В рамках названных наук разработан ряд аспектов проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в общеобразовательной школе, имеющих важное значение для нашего исследования.

Проблемы изучения особенностей социума дошкольников и младших школьников освещены в научных работах А.В. Басова. В.А. Беликова, В.Г. Бочаровой. Л.П. Гурьяновой. М.Е. Дуранова. Р.А. Литвак. А.Н. Троян, и др. Кроме этого, отдельные аспекты педагогизации среды и использования се воспитывающего потенциала получили свое обоснование в исследованиях Л.В. Бади, А.А. Бодалева, Б.3. Вульфова, Л.И. Катаевой. Л.Е. Никитиной и др.

Проблемами повышения эффективности педагогического процесса ДОУ занимались В.С. Бабич, В.С. Мухина. А.Г. Гостев, В.Л. Семенов, У.В. Ульенкова, С.В. Хозе и др. Опыт создания воспитательных систем в дошкольных учреждениях был описан в трудах Л.К. Балясной, Р.В. Кулаковой, Л.И. Новиковой и др. Вопросы семейного воспитания рассматривали М.И. Буянов, К. Гилберд, В.И. Гуров, В. Девидюк, О.В. Лещев. Н.А. Степанова, В.С. Торохтий и др.

Особенности становления и функционирования воспитательно-образовательных пространств ДОУ раскрыты в исследованиях С.М. Гурина, А.Т. Куракина, Л.А. Пиковой, А.М. Сидоркина, Ю.П. Сокольникова, Е.А. Ямбурга и др.

Вопросам преемственности между детским садом и школой посвящены работы К.В. Бардина, Л.И. Божович, Г.В. Бурменский, Н.Ф. Виноградовой, Л.Е. Журовой, А.Г. Лидерса, В. С. Мухиной и др.

Идеи диагностики психического развития и готовности детей к школе как социального явления были выдвинуты рядом зарубежных специалистов А. Анастази, А. Бине, О. Векслером, А. Керном, К. Ингенкампом, И. Шванцарой, В. Шторном и др., а также отечественными учеными Л.А. Венгером, Л.С. Высотским, Ю.З. Гильбухом, К.М. Гуревичем, Э.В. Дощициной, И.Б. Дубровиной, Н.Г. Лускановой, А.А. Люблинской, Д.Б. Элькониным и др.

Ретроспективный анализ публикации ряда ученых и реальной практики работы многих ДОУ показывает, что старшие дошкольники испытывают большие трудности в межличностном, диалогическом общении: не всегда способны наладить контакт с другими детьми, не контролируют свое поведение, не умеют понять и выслушать другого, неадекватно воспринимающего окружающих .

Таким образом, тенденция гуманизации системы дошкольного образования, ориентирующая педагогов ДОУ на поиск оптимальных путей гармоничного развития ребенка, осознание необходимости построения непрерывного образования и воспитания, включая этап перехода от детского сада к школе, педагогическая целесообразность формирования готовности детей к обучению в образовательном учреждении, с одной стороны, а также недостаточная разработанность педагогических аспектов формирования полноценной готовности детей к школе, с другой стороны, определили актуальность выбранной темы нашего курсового исследования.

Цель курсовой работы: разработать и научно обосновать педагогические условия, детерминирующие процесс формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Объект исследования: подготовка детей к школьному обучению в системе общественного дошкольного образования.

Предмет курсового исследования: процесс формирования коммуникативной готовности детей к обучению в образовательном учреждении.

Анализ педагогической литературы, опыта обучения и воспитания дошкольников, позволили высказать следующее предположение. Формирование готовности старших дошкольников к обучению в образовательном учреждении будет более эффективным , если учебно-воспитательный процесс в ДОУ организовать на идеях (педагогических условиях), предусматривающих:[1]

а) направленность педагогического процесса (воздействия) в ДОУ на овладение детьми способами понимания внутреннего состояния людей;

б) организацию учебно-познавательной деятельности старших дошкольников на основе ее диалогизации;

в) использование игровой деятельности как ведущей в оптимизации приемов произвольной регуляции собственных отношений со взрослыми и сверстниками.

Цель, предмет и гипотеза изыскания предусматривали решение следующих задач:

1. Раскрыть психолого-педагогическую сущность  готовности детей к школьному обучению.

2. Разработать модель формирования у старших дошкольников коммуникативной готовности к обучению в школе.

3. Выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности дошкольников к обучению в образовательном учреждении.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность комплекса условий

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
263 Kb
Скачали:
0