Психофизиологические модели индивидуальных различий. Общие и специально человеческие типы ВНД, показатели и критерии их отбора. Исследование нейрофизиологических механизмов сигнальных систем

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Взаимоотношения индивидуальности и социума противоречивы: с одной стороны, социум стремится описать мир языком, независимым от индивидуальности, с другой стороны, индивидуальное видение мира является необходимым условием формирования общественного знания. Равным образом и индивидуальное не может развиваться без всеобщего - природные различия лишь тогда ценны и актуальны, когда включены в структуру общественной жизнедеятельности. Путь социального развития человека, называемый еще ненаследственной адаптацией, существенно отличается от естественного отбора, который по своему смыслу не может опираться на неблагоприятные свойства. Можно констатировать, что в последнее время происходит определенная трансформация в понимании природы и сущности индивидуальности. Представление об индивидуальности как о помехе, отклонении от нормы, побочном продукте или даже артефакте эволюции, все более вытесняется пониманием значения индивидуальности как необходимого и закономерного результата эволюционного развития, основы и движущей силы всех видов общения и объединения людей. Проявляясь в процессе общественного производства в форме разнообразных способностей, природные различия людей составляют основу человеческой жизнедеятельности, поскольку представляют собой соотносящиеся, то есть взаимодополняющие и усиливающие друг друга способности. Взаимопотребление человеческих способностей составляет основу развития индивидуальности, определяя превращение уникальной модификации родовых и социальных свойств человека в сложную многоуровневую систему, особый комплекс ума и памяти, знаний и опыта, воображения и убеждений, нравственных ориентаций и социальных интересов.

1. Психофизиологические модели индивидуальных различий

Что собой представляют психофизиологические механизмы индивидуальных различий, как они проявляются на разных уровнях изучения? Предварительно рассмотрим ряд положений, позволяющих очертить круг исследуемых проблем. Индивид и среда образуют своеобразную динамическую целостную систему, свойства которой определяются изоморфностью психического отражения и структуры окружающей среды. Чем изоморфность выше, тем выше эффективность психического отражения. События, воздействующие на человека, можно ранжировать по частоте повторения. Для отражения часто повторяющихся событий в нервной системе эволюционно формируются анатомически локальные, устойчивые структуры и однозначные программы типа "стимул-реакция", для редких событий - более аморфные и гибкие системы, основанные на многовариантных программах. Примером могут служить системы безусловных и условных рефлексов, анализаторные и регуляторные системы мозга, специфическая и неспецифическая системы проведения возбуждения, первая и вторая сигнальные системы и т.д. Для событий, вероятность частого появления которых в течение человеческой жизни была очень мала (например, повышенная радиация), - механизмы восприятия и реагирования отсутствуют.

Другим важным параметром системы "индивид-среда" является информационная неоднородность, то есть информация, поступающая к человеку, разделена на ряд отдельных потоков. Вследствие этого мозг человека как инструмент восприятия информационной среды также не является функционально однородным образованием, а представляет собой совокупность систем (блоков), изоморфных информационным потокам. Отсюда можно предположить, что индивидуальные различия в психическом отражении наиболее выпукло должны проявляться при взаимодействии мозговых информационных блоков.

Поясним наши рассуждения конкретным примером. У высших животных и человека имеются специфическая и неспецифическая системы проведения информации. Они различаются между собой анатомически и функционально. Специфическая система дает возможность тонкого анализа нейтральных раздражителей по их физическим параметрам. Информация, приходящая по неспецифической системе, содержит оценку биологической значимости раздражителя. Синтез обоих видов информации происходит в коре больших полушарий мозга. Взаимодействие между двумя видами информации часто приобретает реципрокный характер, то есть аффективная окраска информации приводит к снижению ее точности и объективности. Соотношение между количеством информации, приходящей в кору мозга по обеим системам, может варьировать в зависимости от стоящих перед индивидом задач, что приводит к соответствующим изменениям восприятия и поведения. Наблюдаются индивидуальные особенности восприятия, обусловленные преобладанием одной из двух систем восходящих проекций: у одних людей больший удельный вес в их восприятии имеет эмоциональная оценка, а у других преобладает объективная характеристика. Большой материал на эту тему предоставляет клиника психических заболеваний. Картины поведения больных часто демонстрируют нарушение в восприятии и интерпретации отдельных видов информации, а не информации вообще. При истерии наблюдается эмоциональный тип восприятия, когда больной формирует свои представления о действительности главным образом на основании крайне субъективных оценок без точного анализа факторов, вызвавших эти оценки. "Шизофреническое" восприятие лишено эмоциональной окраски, что связано с дефицитом информации о сигнальном значении раздражителя. В результате при разных психических болезнях пациенты проявляют неадекватность в одних умственных операциях при сохранности других. Первая и вторая сигнальные системы, физиологической базой которых

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Неврология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
350 Kb
Скачали:
0