Виды, формы и методы финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Аналогичные органы парламентского финансового контроля создаются в субъектах Российской Федерации. Главной их задачей является контроль за образованием и использованием средств на всех этапах бюджетного процесса (подготовка и утверждение бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, ход их исполнения, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов).

Государственный финансовый контроль со стороны исполнительной власти (административный контроль) осуществляют: общефункциональные, общегосударственные органы; специализированные органы общей компетенции; ведомственные органы. Подобные органы действуют как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

К общефункциональным, общегосударственным органам относятся: Министерство финансов Российской Федерации - осуществляет контроль в области бюджета, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации - по вопросам капитальных вложений, Министерство промышленности, науки и технологий - по финансовому обеспечению научных исследований.

Специализированными органами общей компетенции являются: Министерство Российской Федерации по налогам и сборам - контролирует выполнение обязательств перед бюджетом; Центральный банк Российской Федерации - по государственному кредитованию, выпуску и операциям с ценными бумагами, денежному обращению, соблюдению кассовой дисциплины и т.п. К ведомственным органам финансового контроля относятся федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем непосредственном подчинении учреждения, предприятия и организации. В сфере образования страны - это Министерство образования Российской Федерации, другие федеральные министерства и ведомства, в системе которых функционируют высшие учебные заведения и другие образовательные учреждения, например, МПС России, Минсельхоз России, Минтранс России и т.п. Они контролируют все финансовые ресурсы подчиненных им экономических субъектов (бюджетные и внебюджетные средства).  Все названные органы осуществляют внешний (по отношению к проверенному объекту) государственный финансовый контроль. Наряду с этим функционирует внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится непосредственно самими учреждениями, организациями и предприятиями в своих структурных подразделениях и филиалах. Острая потребность во внутрихозяйственном финансовом контроле имеется в крупных хозяйственных комплексах. В области образования к ним прежде всего относятся университеты, академии, самостоятельные научные учреждения и организации. Наряду с государственным финансовым контролем в сфере образования функционируют органы негосударственного финансового контроля - независимого аудиторского и общественного финансового контроля. Объектами этих видов контроля являются соответственно экономические субъекты негосударственных форм собственности (включая негосударственные образовательные учреждения) и общественные организации, ассоциации и союзы (профсоюзы, союзы ректоров вузов и руководителей средних специальных учебных заведений и т.п.). Непосредственно контрольные функции выполняют:

- в органах исполнительной власти - специально созданные контрольные подразделения;

- независимый аудиторский контроль - аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, имеющие лицензии на право проведения аудиторских проверок;

- в общественных организациях - образуемые ими ревизионные комиссии или имеющиеся в их штате ревизоры.

При появлении проверяющих в образовательных учреждениях и других экономических субъектах сферы образования необходимо выяснять: наличие у них официальных документов на право проведения контроля; каким органом организовано контрольное мероприятие; личные служебные удостоверения проверяющих.

На стадии организации контрольных мероприятий следует тщательно ознакомиться с законами, постановлениями исполнительной власти, уставами (положениями) контролирующих органов. Особое внимание надо обратить на их функции, права, обязанности и ответственность, а также какие они могут применять санкции по результатам контрольных мероприятий.  Подготавливаясь к проведению контрольных мероприятий, необходимо изучить формы финансового контроля (предварительного, текущего и последующего). При этом следует подчеркнуть особую важность предварительного контроля, который осуществляется контрольными органами: до утверждения законов, постановлений, приказов, например, о бюджете и финансовых вопросах, федеральной или региональной целевой программе, смете доходов и расходов (по бюджетным и внебюджетным средствам); до совершения финансовых операций (в рублях и иностранной валюте). Предварительный финансовый контроль способствует предотвращению фактов занижения различных доходов и платежей в бюджет, завышения намечаемых расходов, а также нецелевого и неэффективного использования денежных средств и другого имущества.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе исполнения бюджета, выполнения федеральных и региональных целевых программ, смет доходов и расходов, в момент совершения финансовых операций, получения и использования кредитов, ссуд и субсидий, выполнения финансовых и хозяйственных договоров.

Материалы текущего финансового контроля позволяют оперативно выяснять ход выполнения плановых мероприятий и при выявлении отклонений от утвержденного порядка вносить необходимые коррективы, вовремя пресекать нарушения в оприходовании и использовании финансовых ресурсов. Последующий финансовый контроль осуществляется по завершении отчетного периода, по финансовой (бухгалтерской) отчетности, первичным документам и записям в регистрах бухгалтерского учета. Последующий контроль позволяет определить эффективность, целесообразность использования и обеспечение сохранности финансовых и других видов ресурсов, степень выполнения разработанной финансовой стратегии. Руководителям и другим работникам учреждений, организаций и предприятий сферы образования целесообразно изучить используемые на практике следующие методы проведения финансового контроля: обследование, ревизия, проверка, анализ финансового состояния, наблюдение (мониторинг) и надзор.

Обследование проводится кратковременно по отдельным вопросам финансовой деятельности с целью определения необходимости и объемов предполагаемых ревизий или проверок в данном учреждении или организации образования. Официально оформлять результаты обследования необязательно, достаточно докладной записки руководителю контрольного органа. Наиболее распространенным методом финансового контроля является

Похожие материалы

Информация о работе