Министерство образования Российской Федерации
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Г.А.
Методы и приемы активного обучения и оценки знаний
Великий Новгород
2001
Министерство образования Российской Федерации
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Г.А.
Методы и приемы активного обучения и оценки знаний
Материалы к лекционному курсу
и практическим занятиям
по методике преподавания психологии
Великий Новгород
2001
ББК .74.202.2+74.202.8 Печатается по решению
К 52 РИС НовГУ
Рецензенты:
, канд. психол наук, доцент,
, канд. пед. наук, доцент
|
|
К 52 |
Методы и приемы активного обучения и оценки знаний: Учебные материалы к лекционному курсу и практическим занятиям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. - 100 с. |
Представлены материалы к семинарским и практическим занятиям по методике преподавания психологии и оценку.
Предназначены для студентов.
ББК .74.202.2+74.202.8
© Новгородский государственный университет, 2001
© Г.А., 2001
Благодарю студентов-психологов выпуска 1999, 2000, 2001 годов за совместный творческий труд, результатом которого стало данное издание.
За последние годы, после длительного перерыва, было издано наконец-то несколько интересных книг по методике преподавания психологии в вузе и в школе (Ляудис В.Я., Гинецинского В.И., Бадмаева Б.Ц., Поповой М.В., Климова В.А. и др.). И кажется незачем издавать еще какие-то специальные методические указания. Но, во-первых, все эти книги недоступны каждому студенту из-за их высокой стоимости и малого тиража. Во-вторых, каждая из вышедших книг имеет свою специфику, некий «уклон», если можно так выразиться, который не дает общей системы знаний по данной дисциплине. Так, в книге Гинецинского В.И., основное внимание уделено методологии психологии, систематизации и классификации понятийного аппарата психологической науки и системе вариативных контрольных заданий. Книга Баднаева Б.Ц. рассчитана лишь на преподавателей психологии в вузе. Книга Поповой М.В. является экспериментальным учебником с совершенно новым подходом к методике преподавания психологии в школе. Таким образом, студенту, желающему овладеть наукой преподавания психологии, надо изучать все названные книги.
В-третьих, в учебном плане на методику преподавания психологии отводится 50 часов, из них - 34 на лекционный курс и только 16 часов на практические занятия. Основными недостатками методики преподавания психологии называют описательность и рецептурность. А что же должно быть главным – создание условий для развития дидактических умений и навыков студентов, формирования их мировоззрения, развития личностных качеств будущего учителя, поэтому основное внимание должно быть уделено практическим и семинарским занятиям, а также самостоятельной работе.
Наличие у каждого студента печатных материалов к лекционному и практическому курсу методики преподавания психологии благодаря экономии времени позволит проводить лекции проблемным и диалоговым методами, а практические занятия посвящать деловым играм, анализу конкретных ситуаций, решению задач; больше времени уделять на организацию самостоятельной работы студентов и школьников.
В новое издание включено все лучшее, что появилось за последнее время в методической литературе, плюс совместный со студентами практический опыт работы с I изданием.
Прежде, чем овладеть дидактическими приемами, развить дидактические способности, студенту необходимо определиться в своих мировоззренческих взглядах на:
- психику;
- психологию как науку;
- задачи и специфику преподавания психологии в вузе ( в школе);
- функции учителя на уроке.
Поэтому во II издании мы раскрываем не только технологический блок методики (методы и приемы активного обучения), но и мировоззренческий блок, а также блок, связанный с содержанием занятий по психологии, с отбором информации, когда важно, не упустив главного, не растерять отбираемый материал и не сужать его до сухого малоинформативного.
В связи со всем вышесказанным материалы разбиты на две части. Первая часть коротко раскрывает мировоззренческий и содержательный блоки в методике преподавания психологии. Вторая – основная – технологический блок: приемы и методы активного обучения.
Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовить человека к жизни в быстро меняющемся мире. Реформа демократизации и гуманизации длится уже более 10 лет. Но, на наш взгляд, она мало что изменила в концептуальной сути образования. В нашей системе образования по-прежнему большее внимание уделяется внешней системе ценностей в ущерб внутренней. Учитель по-прежнему фактически господствует над учеником. Формирование человека подменяет его развитие, а преподавание доминирует над учением (см. Приложение 1). Воспитание носит назидательный характер, что неизбежно приводит
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.