Методы и приемы активного обучения и оценки знаний: Учебные материалы к лекционному курсу и практическим занятиям

Страницы работы

209 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Г.А.

Методы и приемы активного обучения и оценки знаний

Великий Новгород

2001


Министерство образования Российской Федерации

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Г.А.

Методы и приемы активного обучения и оценки знаний

Материалы к лекционному курсу

и практическим занятиям

по методике преподавания психологии

Великий Новгород

2001


ББК .74.202.2+74.202.8                                        Печатается по решению

К 52                                                                  РИС НовГУ

Рецензенты:

, канд. психол наук, доцент,

, канд. пед. наук, доцент

К 52

Методы и приемы активного обучения и оценки знаний: Учебные материалы к лекционному курсу и практическим занятиям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. - 100 с.

Представлены материалы к семинарским и практическим занятиям по методике преподавания психологии и оценку.

Предназначены для студентов.

ББК .74.202.2+74.202.8

©    Новгородский государственный университет, 2001

©    Г.А., 2001


Благодарю студентов-психологов выпуска 1999, 2000, 2001 годов за совместный творческий труд, результатом которого стало данное издание.

Предисловие

За последние годы, после длительного перерыва, было издано наконец-то несколько интересных книг по методике преподавания психологии в вузе и в школе (Ляудис В.Я., Гинецинского В.И., Бадмаева Б.Ц., Поповой М.В., Климова В.А. и др.). И кажется незачем издавать еще какие-то специальные методические указания. Но, во-первых, все эти книги недоступны каждому студенту из-за их высокой стоимости и малого тиража. Во-вторых, каждая из вышедших книг имеет свою специфику, некий «уклон», если можно так выразиться, который не дает общей системы знаний по данной дисциплине. Так, в книге Гинецинского В.И., основное внимание уделено методологии психологии, систематизации и классификации понятийного аппарата психологической науки и системе вариативных контрольных заданий. Книга Баднаева Б.Ц. рассчитана лишь на преподавателей психологии в вузе. Книга Поповой М.В. является экспериментальным учебником с совершенно новым подходом к методике преподавания психологии в школе. Таким образом, студенту, желающему овладеть наукой преподавания психологии, надо изучать все названные книги.

В-третьих, в учебном плане на методику преподавания психологии отводится 50 часов, из них - 34 на лекционный курс и только 16 часов на практические занятия. Основными недостатками методики преподавания психологии называют описательность и рецептурность. А что же должно быть главным – создание условий для развития дидактических умений и навыков студентов, формирования их мировоззрения, развития личностных качеств будущего учителя, поэтому основное внимание должно быть уделено практическим и семинарским занятиям, а также самостоятельной работе.

Наличие у каждого студента печатных материалов к лекционному и практическому курсу методики преподавания психологии благодаря экономии времени позволит проводить лекции проблемным и диалоговым методами, а практические занятия посвящать деловым играм, анализу конкретных ситуаций, решению задач; больше времени уделять на организацию самостоятельной работы студентов и школьников.

В новое издание включено все лучшее, что появилось за последнее время в методической литературе, плюс совместный со студентами практический опыт работы с I изданием.

Прежде, чем овладеть дидактическими приемами, развить дидактические способности, студенту необходимо определиться в своих мировоззренческих взглядах на:

-  психику;

-  психологию как науку;

-  задачи и специфику преподавания психологии в вузе ( в школе);

-  функции учителя на уроке.

Поэтому во II издании мы раскрываем не только технологический блок методики (методы и приемы активного обучения), но и мировоззренческий блок, а также блок, связанный с содержанием занятий по психологии, с отбором информации, когда важно, не упустив главного, не растерять отбираемый материал и не сужать его до сухого малоинформативного.

В связи со всем вышесказанным материалы разбиты на две части. Первая часть коротко раскрывает мировоззренческий и содержательный блоки в методике преподавания психологии. Вторая – основная – технологический блок: приемы и методы активного обучения.


Часть 1.

1.1 Мировоззренческий блок в методике преподавания психологии

1.1.1 Реформа образования, психологическая наука и учитель

Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовить человека к жизни в быстро меняющемся мире. Реформа демократизации и гуманизации длится уже более 10 лет. Но, на наш взгляд, она мало что изменила  в концептуальной сути образования. В нашей системе образования по-прежнему большее внимание уделяется внешней системе ценностей в ущерб внутренней. Учитель по-прежнему фактически господствует над учеником. Формирование человека подменяет его развитие, а преподавание доминирует над учением (см. Приложение 1). Воспитание носит назидательный характер, что неизбежно приводит

Похожие материалы

Информация о работе