Ответы на экзаменационные вопросы № 1-30 по дисциплине "Международное частное право" (Понятие и виды правового регулирования внешнеэкономических связей. Порядок признания и приведения в исполнение решений зарубежных международных коммерческих арбитражей), страница 11

В МЧП под международной подсудностью понимается компетенция судов данного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом. Например, надо решить, может ли суд данной страны принимать к своему рассмотрению иски к ответчикам, не имеющим в этой стране места жительства, или споры между гражданином и иностранцем.

Определение подсудности следует отличать от определения права, подлежащего применению к правоотношению с иностранным элементом.

Известны три основные системы определения подсудности:

1.  По признаку гражданства сторон спора. Так, для того чтобы суд какого-либо государства (например, Франции) признал себя компетентным рассматривать дело, достаточно, чтобы спор касался сделки, заключенной гражданином этого государства, независимо от места ее заключения.

2.  Путем распространения правил внутренней территориальной подсудности, и прежде всего правила подсудности по месту жительства ответчика, при определении подсудности по делам с иностранным элементом (например, в ФРГ).

3.  По признаку «присутствия» ответчика, которое трактуется очень широко (например, в Великобритании и США).

Законодательство и практика большинства государств допускают так называемую договорную подсудность. Это значит, что по соглашению сторон конкретное дело может быть отнесено к юрисдикции иностранного государства, хотя по закону страны суда оно подсудно местному суду, или, наоборот, дело, которое по закону места нахождения суда подсудно иностранному суду, может быть в силу соглашения сторон отнесено к юрисдикции местного суда.

Соглашение сторон, устанавливающие выбор подсудности, называются пророгационными соглашениями. Соглашения такого рода известны в договорной практике нашего государства. В торговых договорах обычно устанавливается, что споры по сделкам, заключенным нашим торгпредством за границей, подлежат местной юрисдикции. Наряду с этим часто предусматривается, что для споров по сделке может быть определена иная подсудность.

Вопрос 27.  Определение подсудности споров согласно Московской конвенции по арбитражу 1972 года и общим условиям поставок СССР-КНР и СССР-КНДР. Проблемы применения.

Московская конвенция была подписана 8 странами: СССР, Польша, Румыния, БНР, Монголия, Чехословакия, Венгрия, ГДР. По Конвенции, все споры между хозяйственными организациями на основе договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих в процессе экономического и научно-технического сотрудничества подлежат рассмотрению в арбитражном порядке с исключением подсудности таких споров гос. судам. Такие споры могут возникнуть в ходе отношений:

·  по купле-продаже товаров

·  специализация и кооперирование произвоства

·  выполнение работ (строительных, экспериментальных и т.п.)

·  оказание услуг (транспортно-экспедиторских и др.)

Суть: споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде при ТПП страны ответчика или, по договоренности, в третьей стране-участнице конвенции. Рассмотрение отдельных категорий споров происходит в специализированных арбитражных судах.

Встречный иск подлежит рассмотрению там, где рассматривался основной иск.

Не подлежат рассмотрению:

·  требования заключить договор

·  требования принять отдельные договорные условия

Конвенция не применяется к гражданско-правовым спорам, которые, в соответствии с нац.законом, действующим на момент ее подписания, входили в исключительную компетенцию судебных или иных госуд. органов.

На сегодняшний день:

Венгрия, Польша, Чехия - денонсировали Конвенцию, но остальные страны не заявили о ее денонсации, однако нет понимания, действует она или нет, а если да, то в какой части и на какие страны распостраняется.

Существует несколько подходов к применению К.:

1.  Конвенция не действует с ликвидацией СЭВ, поэтому некоторые страны даже не ставили вопрос о ее формальной денонсации. Нюанс: при это в К. не упоминается СЭВ, а идет речь о экономическом сотрудничестве, которое осталось.

2.  Конвенцию необходимо применять только к госуд. хозяйствующим организациям (Болгария)