концу 20 века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную или снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную или компьютерную логистику и ряд других.
Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе; новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками. В логистике термин «понятие» обозначает мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфичным для них признакам. Если рассматривать круг проблем, которые затрагивает логистика, то общими для них будут вопросы управления разными потоками. Объект логистики можно рассматривать с разных точек зрения (с позиции маркетолога, финансиста, менеджера, ученого и т.д.), что объясняет многообразие определений понятия логистики.
Одни определения трактуют логистику следующим образом: логистика – направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения. Другие определения рассматривают логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков. В некоторых определениях подчеркивается высокая значимость творческого начала в решении задач логистики: логистика – это искусство и наука определения потребностей, а также распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.
Без преувеличения можно сказать, что ключом к росту мировых экономик служит развитие транспортных и связанных с ними логистических инфраструктур. В США и в Европе логистические затраты составляют 8,6% и 7,8% ВВП соответственно. Все большее распространение в мировой практике приобретает логистический аутсорсинг — передача логистических функций сторонним организациям — провайдерам логистических услуг (3PL[1] провайдерам).
Западный рынок 3PL услуг сформировался в 90-е годы и ежегодно растет на 16-22%. Наиболее емкий, развитый и консолидированный логистический рынок — североамериканский. Емкость рынка логистики США в 2004 году достигла $ 1015 млрд., из них доля рынка 3PL услуг составила $ 89,4 млрд[2]. Лидируют на рынке экспедиторы — организаторы международных грузоперевозок, доходы этих компаний за прошедший год выросли на 17,2%.
Рис. 1.
По оценкам экспертов, объем европейского рынка логистических услуг примерно вдвое меньше, чем в Северной Америке. Основные тенденции развития мирового рынка логистики — формирование стратегических альянсов с целью более эффективного решения логистических задач и снижения издержек, внедрение систем управления интегрированными цепочками поставок, развитие мультимодальных перевозок, увеличение доли 3PL логистики. По данным Armstrong & Associates более 80% компаний Fortune Top 100 пользуются услугами 3PL провайдеров. Самыми активными пользователями услуг логистических компаний в США являются розничная торговля, отрасль высоких технологий и автомобильная промышленность; в Европе к этому списку добавляются фармацевтическая и текстильная отрасли.
Сравнительная эффективности ведущих предприятий отрасли на основе показателя TP-Index[3] (см. таблицу 1) проводилась по следующим компаниям:.
Компания |
Область деятельности |
Дата создания |
Год измерения |
Оборот, USD |
Штат компании |
TP-index |
Страна |
Deutsche Bahn |
Ж/д перевозки |
2003 |
31947400000 |
242759 |
131601,3 |
Германия |
|
Union Pacific |
Ж/д перевозки |
1862 |
2004 |
12180000000 |
48000 |
253750,0 |
США |
Российские железные дороги (РЖД) |
Ж/д перевозки |
2003 |
19418000000 |
1200000 |
16181,7 |
Россия |
|
Bergensen d.y.ASA |
Морские перевозки |
1935 |
2003 |
767700000 |
3500 |
219342,9 |
Норвегия |
Совкомфлот |
Морские перевозки |
1973 |
2004 |
397000000 |
3750 |
105866,7 |
Россия |
Boeing |
Авиа-корпорация |
1916 |
2003 |
50485000000 |
157000 |
321560,5 |
США |
Аэрофлот |
Авиаперевозки |
1991 |
2003 |
1716000000 |
15000 |
114400,0 |
Россия |
Волга- Днепр |
Грузовые авиаперевозки |
1990 |
2003 |
254000000 |
1300 |
195384,6 |
Россия |
Nijman/Zeetank International Holding BV |
Автоперевозки, логистика |
1968 |
2003 |
55000000 |
500 |
110000,0 |
Голландия |
Русские Логистические Системы (РЛС) |
Автоперевозки, логистика |
1996 |
2003 |
19000000 |
200 |
95000,0 |
Россия |
Canada Post Corporation |
Почта |
2003 |
4900100000 |
66550 |
73630,4 |
Канада |
|
Почта России |
Почта |
1711//2002 |
2003 |
1053000000 |
350000 |
3008,6 |
Россия |
United Parcel Service |
Экспресс-доставка |
1907 |
2003 |
33485000000 |
355000 |
94323,9 |
США |
СПСР-Экспресс |
Экспресс-доставка |
2001 |
2004 |
22200000 |
1100 |
20181,8 |
Россия |
Как следует из данных таблицы, эффективность работы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) вполне сопоставима с эффективностью управляемой государством Deutsche Bahn, но более чем на порядок уступает показателям частной американской железнодорожной компании Union Pacific. При этом в РЖД трудится рекордное количество сотрудников — 1 200000 человек, или 2% трудоспособного населения России. Однако, Deutsche Bahn считается в Германии самым неэффективным предприятием (среди всех отраслей). По итогам 2003 г. компания показала серьезную убыточность, и было принято решение о ее приватизации. Неплохо выглядит ситуация при сравнении зарубежных и российских компаний в морских, авиационных и автомобильных перевозках, хотя везде есть заметный отрыв показателей западных компаний. Все компании в этой отрасли — частные.
Очередной разрыв показателей — вновь при сравнении проходящей трудные реформы «Почты России» и типичной по своим показателям в отрасли Canada Post Corporation. Очевидно, «Почте России» придется пройти еще сложный путь в достижении приемлемого уровня эффективности, либо ее грозят победить активно пробивающиеся конкуренты, примером которой может выступить имеющая всего трехлетнюю историю компания СПСР-Экспресс.
Необходимым фактором осуществления оптимального управления в современных условиях является наличие у автопредприятия системы связи со своими автомашинами и контроля за их движением. Существует много различных систем связи, которые сегодня предлагаются
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.