Латынь в сфере изучения языков. Современные попытки "оживления" латыни как языка международного общения

Страницы работы

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ


"Non enim tam praeclarum est scire Latine, quam turpe nescire" Не столь прекрасно знать латынь, сколь постыдно ее не знать.

Цицерон

Введение

Что же это такое «Латынь»?. Само слово нам знакомо – все мы знаем, что латинский язык мертв, что от него произошли большинство существующих языков, что нам нем говорили древние римляне…

Латинский язык веками изучался и изучается в русской школе всех ступеней. За необычайную живучесть в качестве предмета обучения латинский язык получил фамильярно-просторечное наименование "латынь" (помните, у Пушкина: "Латынь из моды вышла ныне...") Латынь, действительно, входила в моду и выходила из нее, но всегда оставалась уникальным явлением человеческой культуры, завоевавшим пространство и время. Этот язык называют классическим, мертвым.

Да, древние римляне, для которых он был живым,-то есть на этом языке когда-то учились говорить дети, - канули в историческое небытие. Но не ушли из истории культуры, как и латинский язык, который после своей смерти живет в новых - романских - языках, в католическом богослужении, в терминологических системах современных наук. Римский поэт Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.) написал в тридцатой оде, известной как "Памятник":

Crescam laude recens, dum Capitolium

Scandet cum tacita virgine pontifex ...

В дословном переводе это значит: "Моя слава будет возрастать до тех пор, пока в Капитолий поднимается жрец с молчаливою девой". Мало кто знает, что речь идет о культе богини домашнего очага Весты. А имя поэта Горация помнят и сейчас, когда образ Весты превратился в нарицательное "весталка" со смутным значением для современного человека. Горация помнят еще и потому, что с ним перекликался А.С.Пушкин в в своем "Памятнике" и взял из него эпиграф: "EXEGI MONUMENTUM".

1. Латынь в сфере изучения языков

Не тащить ребенка за собой, а сделать так, чтобы он карабкался сам! Гавриил Михайлович - ему 90 лет! - пришел проводить мастер-класс сам и привел своих сподвижников. Например, Б.П.Юсов, профессор, занимается синтезом разного вида художественного творчества детей.

По системе Гавриила Макарова, считает он, все равно, какому языку учить ребенка. Ребенок полиязычен. И методика Макарова раскрывает все возможности ребенка к изучению любого языка. В мире существует 2000 языков, и Гавриил Михайлович выдвинул концепцию так называемых ключевых языков. Главное - это латынь.

Изучение латыни раскрывает ум ребенка и помогает ему в изучении любых других языков. Почему в старой русской школе всех учили греческому и латыни? Потому что латынь - это врата в филологию. Система обучения языков по Макарову войдет в практику лет через 50. Так считает Борис Петрович Юсов и тут же добавляет: именно поэтому я вам очень советую стать его учениками сегодня, сейчас.

Если вы хотите, чтобы ребенок что-то усвоил в языке, считает Гавриил Михайлович, надо начинать с яркого - с игры в предметы, с движения. Нужно создавать причину деятельности ребенка. Тогда не надо тащить его за собой, пусть сам старается, карабкается!

Обучение языку у нас плоское, считает Макаров, а жизнь и наше восприятие жизни - глубинное. И в его методике обучения языку есть эти глубинные приемы: что-то ярко дается, а что-то подспудно. И у каждого ученика вырабатывается свой собственный рабочий ритм.

Г.Г.Егорова приехала на чтения из Тамбова и привезла с собой внучку - ученицу Гавриила Михайловича. Мы смотрим кассету с записью занятий. Ребята двигаются, улыбаются, говорят, читают стихи - они учат язык. Симпатичная внучка Галины Гургеновны говорит: "Когда я познакомилась с Гавриилом Михайловичем, он сразу начал меня учить!"

Вот так, а вы говорите, что практика оздоравливающего и скоординированного обучения войдет в жизнь через 50 лет. Ничего подобного. Начинать же надо, говорит Гавриил Михайлович, даже не с новорожденных

Похожие материалы

Информация о работе