РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ
«ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СОБОРА СВЯТОЙ
СОФИИ В КИЕВЕ»
ПУ-30
ГРУППА 303
ВЕПРЕВОЙ АНАСТАСИИ
Г. ЯРОСЛАВЛЬ 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Влияние европейских и восточных культур на Древнюю Русь
2. История строительства и реконструкций
3. Элементы теории Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко по отношении к Софийскому собору (о гробнице Ярослава Мудрого в Софийском соборе Киева)
Заключение
Литература
Введение
СОФИЙСКИЙ СОБОР в Киеве, памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037.
5-нефный 13-купольный кирпично-каменный храм, в 11 в. украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 музей-заповедник.
Рис 1. Софийский собор в Киеве.
Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева Софийский собор был построен Ярославом Мудрым в XI в. на месте, где была одержана победа над печенегами.
В роскошной обстановке, среди драгоценного убранства и художественных произведений мирового значения здесь происходили торжественные церемонии посвящения в великие князья и в высшие иерархические чины, приемы послов. Здесь находилась кафедра киевских митрополитов. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, велось летописание.
Тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве был сооружен в первой половине XI века в период расцвета Киевской Руси при великом князе Ярославе Мудром. О Софии Киевской первый русский митрополит Илларион писал: "...(Ярослав) создал Дом Божий великий и святый.
Церковь сия заслужила удивление и славу всех окружающих народов ". Здесь митрополит Илларион обратился к православному народу со своим знаменитым "Словом о законе и благодати ", здесь принимали послов, у храма собирались киевские народные веча, здесь писалась древнерусская летопись и была собрана первая в Древней Руси библиотека, здесь до сегоднешнего дня сохранились гробницы святой равноопостольской княгини Ольги и самого храмоздателя - Ярослава Мудрого.
Рис 2. Софийский собор (11 в.) в Киеве.
В Киевской Руси, где поднялись к небу храмы и утвердилась православная вера, появились и первые ее подвижники - преподобные Антоний и Феодосий Печерские.
Вселившись в пещеру на холме Киевском и засветив Господу свечу в подземном храме, они положили начало иноческому подвигу, а основанная ими и прославленная в последующие века Киево-Печерская Лавра стала главной святыней Православия в Киевской Руси.
1. Влияние европейских и восточных культур на Древнюю Русь
Необходимо помнить, что древнерусская культура, главным очагом которой являлся Киев, по своему происхождению и характеру была европейской культурой, но она впитала также значительные воздействия культур Востока. Древняя Русь в X—XII вв. поддерживала разносторонние связи со многими европейскими и восточными народами и странами, и этим тоже объясняется стремительный взлет древнерусской культуры. Несомненно, наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром и общим источником культурных явлений. Как полагают современные ученые, византийское культурное влияние со временем поднялось на Руси до довольно высокого уровня общения развитых культур. За сравнительно короткое время киевскими книжниками были освоены громадные литературные богатства Византии. Столь же стремительно происходило усвоение образцов византийского искусства, прежде всего архитектуры и живописи.
Непосредственно выросшая из эллинизма, византийская культура несла в себе богатое античное наследие, составляющее общую основу европейской цивилизации. Киевская Русь, осваивая литературные богатства и искусство Византии, тем самым приобщалась и к названной общей основе, она вместе с тем включалась и в процесс дальнейшего созидания и развития европейской культуры.
Однако столь значительное византийское влияние отнюдь не приводило к тому, что древнерусская культура превращалась в копирование византийской, а Киев — в некий филиал Константинополя. Усваивая более развитую византийскую культуру и через нее опыт и достояние европейской и частично восточных культур, культура Киевской Руси обнаружила и яркую самобытность. Об этом свидетельствует оригинальная литература Киевской Руси, в частности «Слово о полку Игореве» — произведение, не имеющее прецедентов в византийской литературе и отличающееся от западных эпических поэм.
Своеобразием отмечены также архитектура и другие искусства Киевской Руси. Несомненно, София Киевская немыслима без Софии Константинопольской, но она определенно говорит и о различии двух культур. Константинопольская София имеет форму базилики с одним громадным куполом. Киевская — форму крестово-купольного храма с малыми куполами вокруг центрального купола, и это многокупольное завершение характерно для древнерусского стиля. К оригинальным чертам Киевской Софии следует отнести также открытые аркады-галереи, широкое применение, наряду с мозаикой, фрески в росписи храма, наличие светской тематики в фресковой живописи.
Строительство обеих Софий – киевской и новгородской, отказ в 1014 году новгородского князя платить Киеву дань, выделение Новгорода в «государство в государстве», упадок Киева, Любечский съезд князей в 1097 году, результатом которого стало знаменитое « Кождо да держит отчину свою!», т.е. фактическое начало феодальной раздробленности. Следствием стал серьезный кризис, как во внутренней, так и во внешней торговле, и, соответственно, в сфере духовной также, поскольку все прежние связи были разрушены. Как всегда, политический кризис повлек за собой изменения не в лучшую
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.